Учет № 9
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е03 марта 2011 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Саитгараевой Р.А.,
судей Губаевой Н.А., Багаутдинова И.И.,
с участием прокурора Хисамовой В.А.,
при секретаре Газтдинове А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Саитгараевой Р.А. гражданское дело по кассационной жалобе Миннегуловой В.В. на решение Московского районного суда г.Казани от 21 января 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований Миннегуловой В.В. отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения Миннегуловой В.В., поддержавшей жалобу, представителей УФСИН России по Республике Татарстан - ФИО1 и ФБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа УФСИН России по Республике Татарстан - ФИО2, просивших жалобу истицы отклонить, заключение прокурора Хисамовой В.А., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Миннегулова В.В. обратилась в суд с иском к Федеральному бюджетному общеобразовательному учреждению «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан о восстановлении на работе, отмене приказа об увольнении и компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что она работала учителем русского языка и литературы с 2003 года в ФБОУ В(С)ОШ УФСИН России по Республике Татарстан, общий педагогический стаж составил 10 лет. Она одна воспитывает дочь- студентку, которая не имеет самостоятельного заработка и находится на ее иждивении. 26 августа 2010 года перед началом учебного года ей вручено уведомление за подписью директора ФБОУ В(С)ОШ УФСИН России по РТ ФИО3 о том, что приказом УФСИН России по РТ № от ДД.ММ.ГГГГ «По оргштатным вопросам» ее должность учителя русского языка сокращается. Она была предупреждена, что увольнение произойдет через два месяца со дня ее уведомления о предстоящем высвобождении. С 26 августа 2010 года она была отстранена от работы, но на работу продолжала ежедневно ходить. В связи с тем, что в начале учебного года она фактически осталась без работы, у нее обострились хронические заболевания, и с 31 августа 2010 года по 10 сентября 2010 года она находилась на больничном листе.
13 сентября 2010 года она получила на руки копию приказа об освобождении от занимаемой должности учителя русского языка с 26 августа 2010 года, за подписью директора школы ФИО3, который противоречит уведомлению от 26 августа 2010 года. Вышеуказанный приказ и ее освобождение от занимаемой должности учителя русского языка с 26 августа 2010 года считает незаконными, поскольку увольнение произведено с нарушением требований трудового законодательства. Ее зарплата является единственным источником дохода в семье, не учтено ее преимущественное право на оставление на работе. Просила о восстановлении ее в должности учителя русского языка и литературы в ФБОУ В(С)ОШ УФСИН России по РТ, о признании освобождения от занимаемой должности на основании приказа директора ФБОУ В(С)ОШ УФСИН России по РТ от 26 августа 2010 года № 27-ш незаконным, об отмене приказа от 26 августа 2010 года, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истица и ее представитель уточнили заявленные требования и просили о восстановлении Миннегуловой В.В. в должности учителя русского языка и литературы в ФБОУ В(С)ОШ УФСИН России по РТ, об отмене приказа № 32-ш от 26 октября 2010 года о прекращении (расторжении) трудового договора с Миннегуловой В.В., взыскании с Федерального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа Управления „Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан в ее пользу в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей.
Представители ответчиков иск не признали.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В кассационной жалобе Миннегулова В.В. просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с п.2 ч.1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях: сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части 1 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Согласно статье 179 указанного Кодекса при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
В силу статьи 180 вышеназванного Кодекса при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
Согласно части 5 статьи 394 данного Кодекса в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
Из материалов дела усматривается, что 16 октября 2003 года Миннегулова В.В. принята на должность учителя в Казанскую ВК УИН Минюста России по Республике Татарстан.
09 декабря 2005 года ей присвоена 2-ая квалификационная категория и квалификация -учитель русского языка и литературы 12 разряда.
В соответствии с Указом Президента РФ от 13.10. 2004 г. № 1314 Приказом ФСИН от 18.01.2005 г. № 2 Казанская ВК УИН Минюста РФ по РТ реорганизована в Федеральное государственное учреждение «Казанская воспитательная колония главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан.
ФБОУ В(С)ОШ УФСИН России по РТ является самостоятельным юридическим лицом и, при наличии государственной аккредитации, имеет печать с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации, другие необходимые для своей деятельности печати, штампы и бланки. Школа имеет право на образовательную деятельность и льготы, предусмотренные действующим законодательством, с момента выдачи лицензии в установленном законом порядке. Имеется лицензия от 12 марта 2008 года.
01 марта 2010 года истица уволена по собственному желанию по пункту З статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Приказом ФБУ КВК № 45-к от 25 марта 2010 года она вновь принята этой же датой на должность учителя на основании приказа ФБУ В(С)ОШ № 17-ш от 23.04.2010г.
В связи с вышеуказанной реорганизацией Казанской ВК УИН Минюста РФ по РТ в Федеральное государственное учреждение «Казанская воспитательная колония главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, выделением ФБОУ В(С)ОШ УФСИН России по РТ в самостоятельное юридическое лицо, а также отсутствием приказа о назначении директора данной школы, приказы об увольнении и принятии на работу Миннегуловой В.В. были изданы позже, то есть фактически истица не прекращала свою трудовую деятельность.
На основании приказа УФСИН России по РТ от 24 марта 2010 года №149 «По организационно - штатным вопросам» в ФБОУ Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа УФСИН России по РТ сокращена штатная единица должности учителя, утвержден приказ, согласно которому в штате ФБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» находится 12 учителей. Приказом №149 от 24 марта 2010 года были внесены изменения в организационно- штатное расписание, по которому единица учителя подлежала сокращению. В результате анализа на наличие соответствующей квалификации замещаемой должности, качества выполняемой работы, отношения к трудовым обязанностям и трудовой дисциплине, руководством ФБОУ «Вечерняя(сменная) общеобразовательная школа» принято решение об увольнении учителя русского языка и литературы Миннегуловой В.В., поскольку в отношении нее имел место случай дисциплинарного взыскания, что подтверждается Приказом № 8-Ш от 15 января 2010 года о наложении взысканий на учителей школы за первое полугодие 2009-10 учебного года, Справкой о состоянии выполнения и качества проверки письменных работ учителями русского языка и литературы Миннегуловой В.В., ФИО4 за первое полугодие 2009-10 учебного года.
О предстоящем увольнении истица предупреждена под роспись 26 августа 2010 года, что подтверждается уведомлением от 26 августа 2010 года.
Приказ № 27-Ш от 26 августа 2010 года «об освобождении от занимаемой должности» Миннегуловой В.В. отменен приказом 30-Ш от 27 августа 2010 года в связи с фактическим прибытием истицы на работу. С данным приказом Миннегулова В.В. ознакомлена, от подписи отказалась, что подтверждается актом от 27 августа 2010 года.
Приказом № 32-Ш от 26 октября 2010 года трудовые отношения между Миннегуловой В.В. и ФБОУ В(С)ОШ УФСИН России по РТ прекращены на основании пункта 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (сокращение численности или штата работников организации).
До 26 октября 2010 года истице начислялась заработная плата.
На момент сокращения истицы вакантной должности в штате не имелось. Данные обстоятельства также нашли свое подтверждение в показаниях свидетелей ФИО3, ФИО5., ФИО6., ФИО7.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, обоснованно исходил из того, что доказательств нарушения требований закона при увольнении истицы не имеется. Трудовые отношения с Миннегуловой В.В. прекращены в связи с сокращением штата.
Кроме того, Миннегулова В.В. при наличии квалификации организатора-методиста культурно-просветительной работы не имела правовых оснований занимать должность учителя, поскольку в соответствии с п. 62 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» на педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.
Наличие у Миннегуловой В.В. удостоверения о краткосрочном повышении квалификации в объеме 72 часов не является достаточным для замещения должности учителя русского языка и литературы, что также подтвердил в судебном заседании представитель 3-го лица- отдела образования Управления образования г.Казани по Московскому району.
При таком положении увольнение истицы по указанному основанию является правомерным.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неверном толковании примененных судом норм действующего законодательства и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции.
Утверждения истицы о наличии у нее преимущественного права на оставление на работе были проверены судом, и им дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь статьями 199, 350, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Московского районного суда г.Казани от 21 января 2011 года по данному делу оставить без изменения; кассационную жалобу Миннегуловой В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи: