о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии



Судья Р.З. Гайфутдинова Дело № 33-3790/2011

Учет № 27

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 марта 2011 года гор. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина,

судей Д.М. Насретдиновой и Г.А. Сахиповой,

при секретаре О.В. Кузьмине,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретди-новой Д.М. гражданское дело по кассационной жалобе Идиятуллиной Р.Р. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 17 февраля 2011 года, которым постановлено:

иск Идиятуллиной Р.Р. к Государственному учреждению Управление Пен-сионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Республики Та-тарстан о включении в специальный стаж периодов работы и назначена до-срочной трудовой пенсии - удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Республики Татарстан включить в специальный трудовой стаж Идиятуллиной Р.Р. период нахождения на кур- сах повышения квалификации с 1 ноября 2006 года по 18 декабря 2006 года (1 месяц 18 дней), период работы в должности старшей медицинской сестры в ясли - саду № 151 (1 год 5 месяцев 28 дней).

В остальной части отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслу-шав объяснения Идиятуллиной Р.Р. в поддержку жалобы, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Идиятуллина P.P. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Республики Татарстан о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.

В обоснование своих требований истица указала, что обратилась к ответ-чику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осущес-твлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в связи с приобретением необходимого для этого специального стажа в 30 лет. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по мотиву отсутствия требуемого стажа. При этом из указанного стажа ответчиком были исключены период нахождения на курсах по повышению квалификации с 1 ноября 2006 года по 18 декабря 2006 года, периоды ее работы с 1 ноября 1990 года по 28 июля 1993 года в должности старшей медицинской сестры в ясли-саду № 151, с 29 июля 1993 года по 1 сентября 2003 года в качестве врача-педиатра в Лицее № 78 им. А.С. Пушкина, с 1 августа 2005 года по 16 февраля 2006 года в качестве диетической медицин-нской сестры в Ту-каевской центральной районной больнице, с 20 февраля 2006 года по 7 сентября 2006 года в качестве фельдшера-консультанта в Волгокам-ской фармацевтической компании. С указанным решением истица не согласна, в связи с чем просила возложить на ответчика обязанность по назначению ей досрочной трудовой пенсии с момента обращения с соответствующим заявлени-ем в органы пенсионного фонда.

Представитель ответчика иск не признал.

Суд иск удовлетворил частично и вынес решение в вышеприведенной фор-мулировке.

В кассационной жалобе истицей ставится вопрос об отмене принятого су-дом решения ввиду его незаконности и необоснованности. При этом указывает-ся, что на протяжении указанного времени она занималась осуществлением ле-чебной деятельности, в связи с чем приобрела право на досрочную трудовую пенсию по старости. Также истица ссылается на несоответствие решения нормам Конституции Российской Федерации, регламентирующим равенство всех перед законом и судом.

Судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит частичной отмене.

В соответствии с пунктом 4 части первой статьи 362 Гражданского про-цессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или из-менения решения суда в кассационном порядке является нарушение или не- правильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Согласно подпункту 20 пункта первого статьи 27 Федерального закона «О тру­довых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назна­чается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Феде­рального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Из материалов дела следует, что 20 августа 2010 года истица обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Республики Татарстан с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.

Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ Идиятуллиной Р.Р. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано в связи с отсут-ствием требуемого стажа в 30 лет. С учетом включенных ответчиком периодов работы стаж лечебной деятельности истицы составил 14 лет 1 месяц 18 дней. При этом вышеперечисленные спорные периоды в специальный стаж истицы ответчиком включены не были.

Отказывая истице в удовлетворении ее исковых требований о включении в специальный стаж периодов ее работы с 29 июля 1993 года по 1 сентября 2003 года в качестве врача-педиатра в Лицее № 78 им. А.С. Пушкина, с 1 августа 2005 года по 16 февраля 2006 года в качестве диетической медицинской сестры в Ту-каевской центральной районной больнице, с 20 февраля 2006 года по 7 сентября 2006 года в качестве фельдшера-консультанта в Волгокамской фармацевтичес-кой компании, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, да-ющей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осу-ществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержден-ным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 должности диетической медицинской сестры и фельдшера-консуль-татнта, в которых работала истица в спорные периоды не предусмотрены. Кроме того, как указанным выше Списком, так и Списками должностей, работа в ко-торых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию в связи с осущес-твлением лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержден-ными Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 года, не предусмотрены такие наименования лечебных учреждений как лицей и фармацевтическая компания.

Данные выводы суда являются обоснованными и мотивированными.

Суд первой инстанции правильно исходил из того, что при исчислении ста-жа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установлен-ного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Феде-рации» вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предус-матривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной професси-ональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достиже-ния общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определен-ной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повы-шенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. С учетом этого, основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости не может расцениваться как нарушение принципа равенства, закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации.

Выводы суда в этой части основаны на всестороннем, полном и объектив-ном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Рос-сийской Федерации и соответствует нормам материального права, регулиру-ющим спорные правоотношения.

Вместе с этим, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований Идиятуллиной Р.Р. о включении периода ее работы в должности медицинской сестры в ясли-саду № 151 с 1 октября 1991 года по 31 декабря 1992 года в специальный стаж по причине отсутствия сведений о занятости в течение полного рабочего дня, поскольку такие требования были установлены только Правилами исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, которые в спорный период времени не действовали.

С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия считает необхо-димым решение суда в указанной части отменить и принять новое решение об удовлетворении требований истицы о включении вышеприведенного периода в ее специальный стаж, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся доказательств.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366, пунктом 4 части первой статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 17 февраля 2011 года по данному делу в части отказа в удовлетворении тре-бований Идиятуллиной Р.Р. о включении периода ее работы в должности меди-цинской сестры в ясли-саду № 151 с 1 октября 1991 года по 31 декабря 1992 года отменить и принять новое решение в указанной части.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набе-режные Челны Республики Татарстан включить в специальный стаж Идиятул-линой Р.Р. период работы в должности медицинской сестры в ясли-саду № 151 с 1 октября 1991 года по 31 декабря 1992 года.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи: