Судья Сабитов И.Н. Учет 54
Дело № 33-2830/2011
17 марта 2011 года г.Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Захаровой С.Н., Юсупова Р.Р.,
при секретаре Вдовиной Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Захаровой С.Н. гражданское дело по кассационной жалобе Муллиной Р.Г. на решение Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 02 февраля 2011 года, которым в удовлетворении заявления Муллиной Р.Г. отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Муллина Р.Г. обратилась в суд с иском к исполнительному комитету Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным решения общественной жилищной комиссии исполкома Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан № 33 от 26 октября 2010 года об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, о возложении обязанности поставить Муллину Р.Г. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В обоснование иска указала, что истец является вдовой участника и инвалида Великой Отечественной войны Муллина К.М. С мужем истец проживала в частном доме, который она в связи с ветхостью подарила своей дочери Гариповой И.К. Семья дочери на участке домовладения построила новый дом, а старый дом был разобран. Площадь нового дома больше, чем площадь старого дома. По причине отсутствия достаточных средств для регистрации нового дома, техпаспорт на новый дом до настоящего времени не получен. По совету работников исполкома Гарипова И.К. попросила свою сестру Шакирову Э.К. вместе с двумя ее детьми прописаться у них в доме, чтобы Муллина Р.Г. смогла встать на учет как нуждающаяся в улучшении жилья. Дом, в котором проживает Муллина Р.Г., не имеет теплого санузла, в доме отсутствует горячее водоснабжение. Муллина Р.Г. в силу своего возраста и состояния здоровья нуждается в благоустроенной квартире со всеми удобствами. По причине того, что истец стала проживать в новом доме, в семье дочери стали возникать ссоры. Истец обратилась в исполком с заявлением о выделении средств для приобретения квартиры. Решением общественной жилищной комиссии исполкома Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан ей отказано в удовлетворении заявления, мотивируя тем, что ею намеренно, с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, были ухудшены жилищные условия.
Представитель ответчика Тухбатуллина Н.Н. исковые требования не признала.
Суд в удовлетворении заявления отказал.
В кассационной жалобе Муллина Р.Г. просит решение суда отменить по мотиву его незаконности и необоснованности.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии с пп.3 п.1 ст.15 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В силу ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Решением Азнакаевского районного Совета Республики Татарстан № 310-42 от 11 декабря 2009 года учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения), исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, определена в размере 12 кв.м.
Из дела видно, что истец Муллина Р.Г. состояла в зарегистрированном браке с Муллиным К.М., участником Великой Отечественной войны, проживала вместе с мужем в жилом доме по адресу: <адрес>, 1960 года постройки. 26 августа 1991 года Муллин К.М. умер.
Согласно удостоверению серии ВВ № 855338, выданному Управлением социальной защиты МСЗ РТ в Азнакаевском районе, истец Муллина Р.Г. имеет статус ветерана Великой Отечественной войны.
Муллина Р.Г. постоянно проживает в жилом доме по адресу: <адрес>.
Гарипова И.К. в отсутствие разрешительной документации, без согласования с надзорными органами, на участке домовладения в 1995 году хозспособом начала строительство нового щитового дома с большей площадью, чем дом 1960 года постройки. Строительство нового дома завершено в конце 1999 года.
После завершения строительства «нового» щитового дома, техническая инвентаризация домовладения не была произведена, а жилой дом 1960 года был снесен Гариповой И.К.
В августе 2010 года истец обратилась в исполком с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий участника Великой Отечественной войны, представила документы на жилое помещение площадью 35,9 кв.м.
Согласно выписке из протокола № 33 заседания общественной жилищной комиссии Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан от 26 октября 2010 года, решением комиссии отказано в удовлетворении заявления истца на основании ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации: в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.
На дату обращения Муллиной Р.Г. к ответчику с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, помимо собственника жилого дома и истца, фактически проживающих в доме, зарегистрированными по вышеуказанному адресу также значились родственники собственника дома: сестра Шакирова Э.К. и двое ее несовершеннолетних детей Шакирова Г.М. и Шакирова Э.М., фактически проживающие по адресу: <адрес>.
Как пояснила представитель истца Гарипова И.К., регистрация по месту жительства ее сестры с двумя несовершеннолетними детьми была осуществлена по совету работников исполкома с целью признания истца нуждающейся в улучшении жилищных условий, а после отказа исполкома в удовлетворении заявления о постановке Муллиной Р.Г. на учет, сестра и двое ее несовершеннолетних детей были сняты с регистрационного учета по данному адресу.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска, поскольку регистрация в августе 2010 года собственником жилого дома еще трех человек являлась по своей сути намеренным ухудшением жилищных условий истца, в связи с чем в силу ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации она в настоящее время не может быть признана нуждающейся в жилом помещении.
Доводы кассационной жалобы Муллиной Р.Г. о том, что она своего собственного жилья не имеет, вынуждена проживать с семьей дочери, при этом в доме отсутствует санузел, водоснабжение, канализация, не влияют на правильность вынесенного решения, поскольку правового значения ввиду вышеизложенного данные обстоятельства не имеют.
Довод о том, что от постоянных забот, связанных с уходом за Муллиной Р.Г., супруг Гариповой И.К. устал и ушел из семьи, также не имеет правового значения.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 199, 350, 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от
02 февраля 2011 года по данному делу оставить без изменения, а кассационную жалобу Муллиной Р.Г. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи