оспаривание результатов выборов на избирательном участке



Судья Р.Р. Минзарипов Дело № 33-2808/11

Учет №64

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

10 марта 2011 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи А.С. Галиевой,

судей Ю.Р. Мочаловой, Ш.Ш. Гафиятуллина,

с участием прокурора А.Р. Габдуллиной,

при секретаре А.С. Шараповой

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по кассационной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г.Казани от 24 декабря 2010 года, которым постановлено:

ФИО1 в удовлетворении заявления об отмене итогов голосования по избирательному участку № отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя ФИО1 ФИО3 в поддержку жалобы, прокурора А.Р. Габдуллину, возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1, являясь независимым кандидатом в депутаты Казанской городской Думы по Закиевскому округу №24, обратился в суд с заявлением об отмене итогов голосования на избирательном участке №435.

В обоснование требований указал, что 10 октября 2010 года состоялись выборы депутатов в Казанскую городскую Думу. Голосование на избирательном участке №435 проходило с нарушениями требований статьи 27, а также пункта 3 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Участковая избирательная комиссия №435 была сформирована незаконно, подведение итогов голосования проводилось неправомочной комиссией, включая воспрепятствование наблюдению за их проведением.

Полагал, что эти нарушения не позволили выявить действительную волю избирателей.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.

Представители Территориальной избирательной комиссии Советского района г. Казани (далее ТИК), участковой избирательной комиссии по избирательному участку №435 (далее УИК) с заявлением не согласились.

Суд в удовлетворении заявленных требований отказал.

В кассационной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на тот факт, что в ходе судебного заседания представитель заявителя заявлял ходатайства об истребовании акта о приеме передачи открепительных удостоверений из ТИКа №24 в участковую избирательную комиссию, реестра о голосовании вне помещения избирательного участка, реестра выдачи открепительных удостоверений, списка избирателей, реестра жалоб и реестра присутствующих в помещении для голосования в день выборов и ходатайство о вызове свидетелей, но суд незаконно отказал в удовлетворении данных ходатайств. Тем самым суд нарушил принцип всестороннего исследования обстоятельств дела, существенно ущемил права заявителя.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

Как следует из статьи 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе, по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Согласно статье 84 Избирательного кодекса Республики Татарстан отмена решения об итогах голосования, о результатах выборов осуществляются по основаниям и в порядке, установленным Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 6 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» необходимым условием для признания выборов недействительными в судебном порядке является установление невозможности с достоверностью определить волеизъявление избирателей на состоявшихся выборах в результате допущенных нарушений.

На основании части 3 статьи 77 этого Федерального закона суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Согласно частям 4, 5 статьи 27 указанного Федерального закона формирование участковой комиссии осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Законом может быть предусмотрено формирование участковой комиссии на избирательном участке, участке референдума, образованном на судне, находящемся в плавании, или на полярной станции, а также за пределами территории Российской Федерации, соответствующими должностными лицами.

Вышестоящая комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений:

а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона;

в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

Из письменных материалов дела следует, что участковая избирательная комиссия №435 по проведению выборов депутатов в Казанскую городскую Думу сформирована решением от 10 сентября 2010 года № 70 Территориальной избирательной комиссии Советского района г.Казани на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, а также из числа кандидатур от иных общественных организаций, выдвинутых собранием избирателей по месту работы, либо по месту жительства.

Членами УИК были предъявлены в подлинниках личные заявления кандидатов, протоколы заседаний партий и организаций по выдвижению кандидатов.

Суд проверял доводы представителя заявителя о том, что были допущены нарушения порядка голосования и подсчета голосов избирателей, включая воспрепятствование наблюдателям за их проведением, но не нашел им подтверждения.

Суд не установил нарушений, которые могли бы послужить основанием для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке.

Исследовав представленные доказательства и пояснения участников процесса, суд не выявил несоответствия процедуры формирования участковой избирательной комиссии, подсчета голосов и установления итогов голосования в целом участковой избирательной комиссией № 435 требованиям избирательного законодательства.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что выборы депутатов в Казанскую городскую Думу по избирательному участку №435 были проведены на основе свободного и добровольного волеизъявления граждан, не было допущено существенных нарушений избирательного законодательства, которые не позволили бы с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, является обоснованным.

На основании части 2 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе ФИО1, являются несостоятельными, поскольку каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что на данном избирательном участке невозможно было установить волеизъявление избирателей, не представлено. При этом суд первой инстанции исследовал все относимые по делу и допустимые доказательства.

Остальные доводы заявителя отражены в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

При таком положении следует признать, что решение суда соответствует нормам материального и процессуального права, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон, которые судом оценены надлежащим образом.

Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Советского районного суда г.Казани от 24 декабря 2010 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: