Судья Г.А. Абдуллина Дело № 3568/11
Учет № 24
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 марта 2011 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина,
судей Г.А. Сахиповой, Д.М. Насретдиновой,
при секретаре О.В. Кузьмине
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Сахиповой гражданское дело по кассационной жалобе Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани на решение Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 22 февраля 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования Комиссарова А.С. к МУ «Комитет земельных и имущественных отношений» ИКМО г.Казани, Исполнительному комитету муниципального образования Советского района г.Казани о предоставлении в собственность земельного участка, занятого зданием- удовлетворить.
Обязать Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО города Казани заключить с Комиссаровым А.С. договор купли-продажи земельного участка, общей площадью № квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя КЗИО ИКМО Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Республики Татарстан - С.С. Савельева и представителя А.А. Комиссарова – Р.Х. Хамидуллина, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.С.Комиссаров обратился в суд с иском к КЗИО ИКМО г. Казани, Исполнительному комитету муниципального образования Советского района г. Казани (далее по тексту – КЗИО ИКМО) о предоставлении в собственность земельного участка, занятого зданием.
В обоснование требований указывается, что по договору купли-продажи от 14 октября 1998 года, заключенного с ПК ЖБИ-4, он приобрел в собственность складское нежилое 2-х этажное здание площадью № квадратных метров, расположенное по адресу: <адрес> переданное ему по акту приема-передачи 20 октября 1998 года. На основании свидетельства о государственной регистрации права 24 марта 2010 года он является собственником данного помещения.
Площадь занимаемого зданием земельного участка составляет № кв.м., он имеет кадастровый номер №
Однако, необходимые для регистрации права собственности на земельный участок под зданием документы отсутствуют, поскольку ПК ЖБИ-4 ликвидировано, поэтому, истец и просил суд обязать КЗИО ИКМО г. Казани заключить с ним договор его купли-продажи.
Представитель ответчика КЗИО ИКМО г. Казани с иском не согласился.
Представители ответчиков – ИКМО г. Казани и ИКМО Советского района г. Казани в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены.
Судом требования удовлетворены, решение вынесено в приведенной выше формулировке.
В кассационной жалобе КЗИО ИКМО г. Казани, выражая несогласие с судебным постановлением, просит его отменить. Указывается на нарушение истцом установленной законом процедуры приобретения прав на земельный участок, поскольку с соответствующим заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления он не обращался.
Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Согласно статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Из материалов дела следует, что согласно заключенному между КЗИО г. Казани и А.С.Комисаровым договору купли-продажи № 245-р от 14 октября 1998 года последнему было продано нежилое складское двухэтажное здание площадью № квадратных метров, расположенное по адресу: <адрес> переданное ему по акту приема-передачи 20 октября 1998 года.
Заочным решением Советского районного суда г.Казани от 18 февраля 2010 года за истцом было признано право собственности на данное помещение, а 24 марта 2010 года было выдано свидетельство о государственной регистрации права.
Принимая решение об удовлетворении заявленных им требований о предоставлении в его собственность занятого зданием земельного участка, суд первой инстанции исходил из того, что его приобретение является исключительным правом как собственника здания.
С данными выводами следует согласиться, поскольку, как установлено судом, право собственности истца на вышеуказанное нежилое помещение подтверждено свидетельством о государственной регистрации права.
Доводы КЗИО ИКМО г. Казани в кассационной жалобе о том, что истцом нарушена установленная законом процедура приобретения прав на земельный участок, так как с соответствующим заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления он не обращался, основанием для ее удовлетворения послужить не могут.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В силу пункта 6 этой же статьи в состав правоотношения по передаче в собственность земельного участка входит принятие административного акта о предоставлении земельного участка и заключаемый на этом основании гражданско-правовой договор.
Как следует из дела, на земельный участок, на котором расположено нежилое помещение, имеется кадастровый паспорт, следовательно, он является сформированным, прошел государственный кадастровый учет, внесен в Единый государственный реестр земель с присвоением кадастрового номера.
При наличии таких данных правовых оснований для отказа в удовлетворении требований у суда первой инстанции не имелось.
Указанные доводы об отмене решения в связи с несоблюдением заявительного порядка предоставления спорного участка в собственность истца нельзя признать обоснованными, поскольку они основаны на неправильном толковании приведенных выше норм материального права.
Учитывая, что других доводов, по которым на основании предусмотренных статьями 362-364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда могло бы быть отменено, кассационная жалоба не содержит, в ее удовлетворении следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 22 февраля 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Республики Татарстан – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: