Судья ФИО8 Дело № 33-4668/11
Учет № 27
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 апреля 2011 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Саитгараевой Р.А.,
судей Багаутдинова И.И., Губаевой Н.А.,
при секретаре Газтдинове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Губаевой Н.А. гражданское дело по кассационной жалобе ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Азнакаевском районе и г. Азнакаево РТ на решение Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 10 марта 2011 года, которым постановлено:
заявление Алешиной ФИО10 к Государственному Учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и г. Азнакаево Республики Татарстан» о признании тождественности должности, о назначении досрочной трудовой пенсии, удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и г. Азнакаево Республики Татарстан» период работы Алешиной ФИО11 с 01 декабря 1995 года по 30 сентября 1997 года, указанный по материалам пенсионного дела как период работы в качестве «методиста ясли-сада» №4 п.г.т. Актюбинский Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан, включить в трудовой стаж Алешиной Ю.Н., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Назначить Алешиной Ю.Н. досрочную трудовую пенсию по старости ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска Алешиной Ю.Н. в удовлетворении отказать.
Взыскать с ГУ УПФ РФ в Азнакаевском районе и г. Азнакаево РТ в пользу Алешиной Ю.Н. возврат госпошлины в размере <данные изъяты>
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Алешина Ю.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ - УПФ РФ в Азнакаевском районе и г. Азнакаево РТ об установлении тождественности должности «методист ясли-сада» должности «воспитатель-методист», о включении отдельных периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи осуществлением педагогической деятельности, назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование иска указал, что решением УПФ № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной пенсии. Ответчик не включил в стаж для назначения досрочной пенсии период работы с 01 декабря 1995 года по 30 сентября 1997 года в должности методиста ясли-сада №4 пгт Актюбинский и период работы с 01 ноября 1999 года по 31 октября 2010 года в должности заместителя заведующей ясли-сада №4 пгт Актюбинский. С данным решением истица не согласилась и просила установить тождественность должности «методист ясли-сада» должности «воспитатель-методист», обязать ответчика включить спорные период в специальный стаж и назначить ей пенсию с момента обращения.
В судебное заседание истица не явилась, ее представитель иск поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд исковые требования удовлетворил частично и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В кассационной жалобе ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Азнакаевском районе и г. Азнакаево РТ просит решение суда отменить, указав, что период работы в качестве методиста ясли не предусмотрен ни ранее действовавшими нормами пенсионного законодательства, ни Списками, утвержденными Постановлением Правительства № 781 от 29 октября 2002 года, поэтому он незаконно включен в специальный стаж в льготном исчислении.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим частичной отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются, в том числе, нарушение или неправильное применение норм материального права.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Алешина Ю.Н. обратилась в УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Решением УПФ № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием требуемого специального трудового стажа педагогической деятельности 25 лет.
Всего в специальный стаж включено 23 года 07 месяцев 21 день.
В специальный стаж данным решением УПФ не включены периоды работы истицы:
с 01 декабря 1995 года по 30 сентября 1997 года в должности методиста ясли-сада, поскольку наименование данной должности не предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 и Постановлением от 06 сентября 1991 года № 463;
с 01 ноября 1999 года по 31 октября 2001 года в должности заместителя заведующего ясли-сада, поскольку данная должность не предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 и Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067.
Из копии трудовой книжки Алешиной Ю.Н. следует, что 01 декабря 1995 года она была принята методистом в ясли-сад №4 п.г.т. Актюбинский Азнакаевского района РТ. Приказом Министерства образования Республики Татарстан от 24 апреля 1995 года № 135 должность истицы переименована в должность «заместитель заведующей по воспитательной и методической работе». Согласно Приказу Министерства образования Республики Татарстан от 29 декабря 2000 года №812 наименование должности «заместитель заведующей по воспитательной и методической работе» изменено на «старший воспитатель». 14 января 2000 года истица переведена воспитателем детского сада №4 п.г.т. Актюбинский.
Включая в специальный стаж в льготном исчислении период работы истицы в должности методиста ясли-сада в п.г.т. Актюбинский Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан, суд первой инстанции исходил из того, что ее работа в данной должности совпадала с общими требованиями деятельности воспитателя-методиста, а данная должность была предусмотрена нормативными актами о пенсионном назначении, как дающая право на льготное назначение пенсии.
С выводами суда первой инстанции в этой части Судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определение Конституционного Суда РФ от 05 ноября 2002 года № 320-О, постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, а также в разъяснении Минтруда России от 17 октября 2003 года № 4, в письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04 июня 2004 года № МЗ-637 при определении права на досрочную пенсию по старости может применяться два порядка исчисления стажа, как более выгодно пенсионеру: непосредственно вытекающий из норм действующих законов и иных нормативных правовых актов на момент назначения пенсии; порядок, который был предусмотрен законами и иными нормативными правовыми актами на момент выполнения соответствующей работы.
Основным нормативно-правовым актом для реализации первого порядка является постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «Отрудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Основным нормативно-правовым актом для реализации второго порядка являются постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей»; постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет».
Периоды работы в должностях, не предусмотренных Списком, не засчитываются в стаж на соответствующих видах работ.
В связи с тем, что работы в должности методиста ясли-сада не предусмотрена ни ранее действовавшими нормами пенсионного законодательства, а именно Списком, утвержденным постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, ни Списком, утвержденным Постановлением Правительства № 781 от 29 октября 2002 года, следовательно, спорный период работы включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не подлежит.
Судебная коллегия также не может согласиться с выводом суда первой инстанций о возможности установления тождества выполняемых истицей функций, условий и характера его деятельности в должности методиста ясли-сада и функциональных обязанностей воспитателя-методиста, поскольку вопрос о тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей истицы. В данном случае этого обстоятельства судом не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда об удовлетворении иска в части включении в специальный стаж периода работы с 01 декабря 1995 года по 30 сентября 1997 года в должности методиста ясли-сада №4 п.г.т. Актюбинский Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан и назначении пенсии нельзя признать законным и обоснованным.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, Судебная коллегия полагает возможным в этой части принять новое решение об отказе Алешиной Ю.Н. в удовлетворении заявленных исковых требований.
Так как на момент обращения истицы в УПФР, то есть, на 02 марта 2010 года специальный стаж составил менее 25 лет, требования Алешиной Ю.Н. о назначении досрочной пенсии подлежат оставлению без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Азнакаевском районе и г. Азнакаево РТ состоятельны по выше указанным основаниям.
В остальной части решение суда сторонами по делу не обжалуется, а потому оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 350, 361, п. 4 ч.1 ст. 362, ст. 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 10 марта 2011 года по данному делу в части включении в специальный стаж Алешиной Юлии Николаевны периода работы с 01 декабря 1995 года по 30 сентября 1997 года в должности методиста ясли-сада №4 п.г.т. Актюбинский Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан и назначении досрочной трудовой пенсии со 02 марта 2010 года отменить и принять новое решение.
Алешиной ФИО12 к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и г. Азнакаево Республики Татарстан о включении в специальный стаж периода работы с 01 декабря 1995 года по 30 сентября 1997 года в должности методиста ясли-сада №4 п.г.т. Актюбинский Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан и назначении досрочной трудовой пенсии со 02 марта 2010 года отказать.
В остальной части решение суда по данному делу оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи