о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Судья Л.А.Садыкова Дело № 33-4124

Учет №27

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

7 апреля 2011 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего – судьи Н.А. Губаевой,

судей И.И. Багаутдинова, Е.А. Чекалкиной,

при секретаре судебного заседания А.М. Газтдинове,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Е.А. Чекалкиной гражданское дело по кассационной жалобе УПФР в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 28 февраля 2011 года, которым постановлено:

Исковое заявление Г.Г. Гафуровой к Управлению Пенсионного фонда РФ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, включении периода работы в льготный стаж и назначении пенсии — удовлетворить.

Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ по РТ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске № 102467 от 24 января 2011 года об отказе в назначении Г.Г. Гафуровой досрочной пенсии за выслугу лет в связи с осуществлением педагогической деятельности незаконным.

Признать за Г.Г. Гафуровой право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по РТ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске включить в специальный стаж Г.Г. Гафуровой период работы с 18 ноября 1987 года по 19 августа 1991 года в должности секретаря по учащейся молодежи Актанышского райкома комсомола и назначить Г.Г. Гафуровой досрочную трудовую пенсию с 21 января 2011 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы УПФР в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске, выслушав доводы в поддержку жалобы представителя УПФР - Л.З. Хайрутдиновой, заслушав возражения Г.Г. Гафуровой, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Г.Г. Гафурова обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, включении в льготный стаж периодов с 18.11.1988 года по 19.08.1991 года, с 05.10.1998 года по 23.08.2000 года и назначении досрочной пенсии.

В обоснование требований указано, что решением УПФР № 102467 от 24.01.2011 года истцу незаконно отказано в назначении досрочной пенсии, вышеназванные периоды работы исключены из специального стажа. В период работы в должности секретаря по учащейся молодежи Актанышского райкома комсомола с 18.11.1988 года по 19.08.1991 года действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года. Данным Положением предусмотрено включение в льготный стаж периодов выборной и другой работы в партийных и комсомольских организациях. Работе на выборной должности предшествовала и непосредственно за ней следовала педагогическая деятельность, что требуется по закону. В период с 05.10.1998 года по 01.09.1999 года в средней школе № 19 г. Нижнекамска она вела уроки географии, работала педагогом дополнительного образования, то есть продолжалась педагогическая деятельность. С 01.09.1999 года была переведена учителем географии данной школы на полную ставку.

В судебном заседании Г.Г. Гафурова отказалась от требований в части включения в специальный трудовой стаж периода работы с 05.10.1998 года по 23.08.2000 года. Отказ от части иска принят судом, вынесено определение. На остальных требованиях Г.Г. Гафурова настаивала, пояснила, что ушла на выборную должность, так как работа включалась в педагогический стаж. Предусмотренное Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года условие — 2\3 стажа соблюдено, поэтому период работы в должности секретаря по учащейся молодежи Актанышского райкома комсомола с 18.11.1987 года по 19.08.1991 года должен быть включен в льготный стаж.

Представитель ответчика по доверенности К.С. Хамидуллина иск не признала.

По делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов», представитель которой И.Н.Ризатдинова пояснила, что Гафурова Г.Г. была принята на работу педагогом-психологом, так как была свободная должность, с 01.11.1998 года истица выполняла работу учителя географии, с 01.09.1999 года переведена учителем географии на полную ставку, так как появилась вакантная должность.

Суд удовлетворил заявленные требования и вынес решение в вышеуказанной формулировке.

В кассационной жалобе ответчиком ставится вопрос об отмене решения. Указано, что, у Г.Г. Гафуровой право на данный вид пенсии не возникло по причине недостаточности специального стажа. Не может быть включен в специальный стаж период работы с 18.11.1987 года по 19.08.1991 года секретарем по учащейся молодежи Актанышского райкома комсомола, так как периоды выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах, указанной в пункте 1 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года, засчитываются в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Стаж 2\3 Пенсионный фонд считает на 01.10.1993 года, когда действовало Постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года.

Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В силу подпункта «а» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работниками просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» в стаж работы учителей и работников просвещения засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.

Согласно пункту 1 Приложения № 6 под наименованием «Порядок зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах...» к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной Приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года № 94 учителям, преподавателям, воспитателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без каких-то условий и ограничений время освобожденной партийной и комсомольской работы в партийных и комсомольских органах на ответственной должности: секретаря, заведующего, заместителя заведующего отделом, сектором,... крайкома, обкома, горкома, райкома КПСС или ВЛКСМ и др., а также освобожденного выборного работника первичной партийной или комсомольской организации, получавшего заработную плату за счет бюджета партийных или комсомольских органов.

Согласно подпункта 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Из материалов дела видно, решением УПФР в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске № 102467 от 24.01.2011 года в назначении досрочной трудовой пенсии Г.Г. Гафуровой было отказано в связи с отсутствием требуемого специального трудового стажа.

В специальный стаж для назначения пенсии Г.Г. Гафуровой УПФР по г. Нижнекамску и Нижнекамскому району засчитаны периоды работы, составляющие в итоге 22 года 2 месяца 11 дней.

В стаж для назначения Г.Г. Гафуровой льготной пенсии не включены следующие периоды:

Период работы с 18.11.1987 года по 19.08.1991 года секретарем учащейся молодежи Актанышского райкома комсомола.

Согласно трудовой книжки истец работала учителем начальных классов Тлякеевской средней школы, 18.11.1987 года уволена с работы в связи с переводом на освобожденную комсомольскую работу, 18.11.1987 года избрана секретарем по учащейся молодежи Актанышского райкома комсомола, 19.08.1991 года уволена с работы в связи с переводом на работу по специальности в Актанышскую среднюю школу, в тот же день принята учителем географии данной школы.

Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования о включении оспариваемого периода работы в педагогический стаж истицы, поскольку на тот момент действовало утвержденное Постановлением Совета Министров ССС от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которое предусматривало включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, вышеуказанного периода. Данное постановление отменено в связи со вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации №953 от 22 сентября 1993 года.

Таким образом, ранее действовавшим законодательством период работы в качестве секретаря комсомола подлежал зачету в педагогический стаж.

Конституционный Суд Российской Федерации выразил в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П свою правовую позицию, согласно которой в отношении граждан, приобретших пенсионные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, они сохраняются за указанной категорией лиц.

Исходя из изложенного, выводы суда об удовлетворении требований истицы и включении в специальный стаж периода ее работы в качестве секретаря комсомола следует признать правильными.

Выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела и анализе пенсионного законодательства, им дана правильная правовая оценка, что нашло свое отражение в решении суда.

Доводы кассационной жалобы о том, что работа в должности секретаря комсомола не предусмотрена Списком должностей и учреждений, положения Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 не могут быть применены, несостоятельны в силу вышеизложенного.

Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что у истицы не было 2/3 стажа, требуемого указанным Постановлением, на момент утраты действия этого постановления, являлась предметом обсуждения в суде первой инстанции, и в решении обоснованно признана несостоятельной в связи с неправильным толкованием закона, поскольку 2/3 необходимо исчислять из всего специального стажа истицы.

Учитывая, что доводов, по которым на основании предусмотренных статьями 362-364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда могло бы быть отменено, кассационная жалоба не содержит, в ее удовлетворении следует отказать.

Обжалуемое решение суда постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые были надлежащим образом исследованы и оценены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.199, 350, 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 28 февраля 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу УПФР в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: