Судья Л.А. Садыкова Дело № 5161/11
Учет № 35
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 апреля 2011 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина,
судей Г.А. Сахиповой, Д.М. Насретдиновой,
при секретаре О.В. Кузьмине
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Сахиповой гражданское дело по кассационной жалобе В.Н. Попова на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 15 марта 2011 года, которым оставлен без удовлетворения его иск к Поповой Л.А. о восстановлении срока для принятия наследства, признании свидетельства о праве на наследство недействительным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения, Судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
В.Н. Попов обратился в суд с иском к Л.А.Поповой о восстановлении срока для принятия наследства, признании свидетельства о праве на наследство недействительным.
В обоснование требований указывается, что 08 июля 2007 года умер его дядя А.И. Попов, которым 14 февраля 2001 года было составлено нотариально оформленное завещание, которым завещал ему все свое имущество в том числе квартиру, расположенную по адресу: <адрес> Однако, при жизни дядя сказал, что его дочь уничтожила завещание, поэтому, полагая, что он утратил права на наследство с соответствующим заявлением в нотариальную контору не обратился.
Л.А.Попова оформила права на наследство как наследница по закону.
В связи с изложенным, истец просил суд восстановить ему срок для принятия наследства, а свидетельство о праве на наследство на имя ответчицы - признать недействительным.
Ответчица с иском не согласилась.
Суд в удовлетворении требований отказал.
В кассационной жалобе истец, выражая несогласие с судебным постановлением, просит его отменить, указав, что пропуск срока для принятия является уважительным, поскольку в силу своего добросовестного заблуждения полагал себя утратившим право на принятие наследства.
Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Из материалов дела следует, что 08 июля 2004 года умер А.И.Попов, после смерти которого открылось наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
14 февраля 2001 года нотариусом Нижнекамского нотариального округа РТ Нотариус было удостоверено завещание А.И. Попова, согласно которому он завещал все принадлежащее ему имущество, в том числе и указанную квартиру, В.Н.Попову, который после смерти собственника с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращался.
Решением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 19 апреля 2005 года Л.А.Поповой восстановлен срок для принятия наследства после смерти А.И. Попова, и она признана принявшей наследство, в связи с чем, 01 июня 2005 года ей было выдано свидетельство о праве на наследство по закону, в том числе и на спорную квартиру. Ответчицей зарегистрировано право собственности на квартиру.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований о признании данного свидетельства недействительным и восстановлении срока для принятия наследства, суд исходил из отсутствия уважительных причин пропуска срока.
Данные выводы суда основаны на законе, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований не согласиться с ними Судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Как следует из дела, истец получил дубликат завещания, составленного 14 февраля 2001 года А.И.Поповым, 20 августа 2009 года. Однако, с соответствующим заявлением в суд обратился со значительным нарушением установленного законом срока, лишь 14 февраля 2011 года. При этом, каких-либо уважительных мотивов суду не привел.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения его требований у суда первой инстанции не имелось.
По указанным основаниям отклоняются как несостоятельные его доводы в кассационной жалобе о том, что Л.А.Попова в силу завещания наследодателя была лишена наследства и неосновательно приобрела наследственное имущество в свою собственность.
Учитывая, что других доводов, по которым на основании предусмотренных статьями 362-364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда могло бы быть отменено, кассационная жалоба не содержит, в ее удовлетворении следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 15 марта 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу В.Н. Попова - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: