о признании права на досрочную трудовую пенсию



Судья Р.Р. Шамионов Дело № 4669

Учет № 27

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 апреля 2011 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина,

судей Д.М. Насретдиновой, Г.А. Сахиповой,

при секретаре О.В. Кузьмине

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Г. Габдуллина гражданское дело по кассационным жалобам Управления Пенсионного фонда РФ в Буинском районе и г. Буинске РТ и Гарафутдиновой Р.Ш. на решение Буинского городского суда РТ от 3 марта 2011 года, которым постановлено:

Иск Гарафутдиновой Р.Ш. удовлетворить частично: обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Буинском районе и г. Буинске РТ засчитать Р.Ш. Гарафутдиновой в специальный стаж, дающий ей право на досрочную трудовую пенсию периоды ее нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 5 октября 1990 года по 31 марта 1992 года на льготных условиях и в льготном исчислении из расчета 1 год календарной работы за 1 год и 3 месяца; с 21 января по 27 марта 2001 года, с 1 ноября по 30 декабря 2005 года и с 9 по 23 февраля 2006 года - период нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении.

В удовлетворении иска Гарафутдиновой Р.Ш. об обязании Управление Пенсионного Фонда РФ в Буинском районе и г. Буинске РТ назначить досрочную трудовую пенсию с 03 ноября 2010 года, отказать

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав доводы в поддержку жалобы Гарафутдиновой Р.Ф. и ее представителя <данные изъяты>., Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Гарафутдинова Р.Ф обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Буинском районе и г. Буинске РТ о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью. В обоснование заявления указано, что истице отказано в назначении пенсии по мотиву недостаточности специального стажа. В специальный трудовой стаж истицы не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 21 января 2001 года по 27 марта 2001 года, с 1 ноября 2005 года по 30 декабря 2005 года и с 9 февраля 2006 года по 23 февраля 2006 года; периоды с 5 октября 1990 года по 29 ноября 1990 года, с 1 октября 1994 года по 18 февраля 1995 года нахождения в отпусках по беременности и родам включены в специальный трудовой стаж в календарном порядке; с 30 ноября 1990 года по 31 марта 1992 года - отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет включен в специальный трудовой стаж в календарном порядке. Истица просила обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Периоды с 5 октября 1990 года по 29 ноября 1990 года, с 1 октября 1994 года по 18 февраля 1995 года в отпусках по беременности и родам включить в специальный трудовой стаж в льготном исчислении – 1 год работы как 1 год 3 месяца, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 30 ноября 1990 года по 30 января 1991 года, с 31 января 1991 года по 31 марта 1992 года включить в специальный трудовой стаж в льготном исчислении, назначить досрочную трудовую пенсию с 10 ноября 2010 года.

Представитель ответчика иск не признал.

Суд принял решение о частичном удовлетворении иска в вышеприведенной формулировке.

В кассационной жалобе Управлению Пенсионного фонда РФ в Буинском районе и г. Буинске РТ ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права. Указывается на то, что периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком могут быть включены в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, только в календарном исчислении.

В кассационной жалобе Гарафутдиновой Р.Ф. ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии. Указано, что истица до настоящего времени работает в должности, дающей право на досрочное назначение пенсии, и на момент рассмотрения дела судом первой инстанции выработала необходимый стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении иска по следующим основаниям.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Из материалов дела следует, что решением Управления Пенсионного фонда РФ в Буинском районе и г. Буинске РТ от 22 ноября 2010 года истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы в 30 лет.

В специальный трудовой стаж истицы не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 21 января 2001 года по 27 марта 2001 года, с 1 ноября 2005 года по 30 декабря 2005 года и с 9 февраля 2006 года по 23 февраля 2006 года; периоды с 5 октября 1990 года по 29 ноября 1990 года, с 1 октября 1994 года по 18 февраля 1995 года нахождения в отпусках по беременности и родам включены в специальный трудовой стаж в календарном порядке; с 30 ноября 1990 года по 31 марта 1992 года - отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет включен в специальный трудовой стаж также в календарном порядке.

Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые истицей периоды трудовой деятельности подлежат включению в специальный трудовой стаж, при этом периоды нахождения в отпусках по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет судом включены в специальный стаж в льготном исчислении – 1 год работы как 1 год 3 месяца, поскольку истица работала в сельской местности. Надлежащая мотивировка в решении суда дана, Судебная коллегия с ней согласна.

Управлением Пенсионного фонда РФ в Буинском районе и г. Буинске РТ обжалуется решение суда в части включения в специальный трудовой стаж истицы периодов нахождения в отпусках по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в льготном исчислении – 1 год работы как 1 год 3 месяца, а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

Судебная коллегия с вышеизложенными доводами кассационной жалобы ответчика не может согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с подп. "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца.

Ранее действовавшее законодательство, которое применялось в оспариваемые истицей периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа, причем и при условии работы только в сельской местности.

Пунктом 2 постановления Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, было установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца.

Поскольку периоды отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевших место до 6 октября 1992 г., включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы в льготном порядке, как 1 год работы за 1 год 3 месяца.

Вместе с тем, нельзя признать обоснованными выводы суда об отказе в назначении трудовой пенсии досрочно. При этом суд указал в своем решении, что на момент обращения в пенсионный орган Гарафутдинова Р.Ш. не приобрела право на назначение и получение досрочной трудовой пенсии.

С указанным выводом суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.

В своем решении суд исчислил специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии, на день обращения истицы в Управление Пенсионного фонда в размере 24 лет 10 месяцев 14 дней, не обсудив при этом вопрос о наличии специального стажа и возможности назначения пенсии на день вынесения решения суда.

До необходимого 25-летнего стажа лечебной деятельности, дающего право на досрочное назначение пенсии, истице не хватило в соответствии с решением суда 1 месяца 16 дней.

Истица до настоящего времени работает в должности, дающей право на досрочное назначение пенсии, и на момент рассмотрения дела судом первой инстанции выработала необходимый стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

При таких обстоятельствах, поскольку истица указывает в своей кассационной жалобе, что суд должен был определить день возникновения ее права на досрочное назначение пенсии, Судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда в части отказа в удовлетворении иска о назначении пенсии и вынести новое решение о назначении досрочной трудовой пенсии истице с 19 декабря 2010 года.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 361, пунктом 1 части первой статьи 366 Гражданского процессуального кодекса, Судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Буинского городского суда Республики Татарстан от 3 марта 2011 года по данному делу отменить в части отказа в удовлетворении иска Гарафутдиновой Р.Ш. о досрочном назначении пенсии и вынести в этой части новое решение:

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Буинском районе и г. Буинске РТ назначить Гарафутдиновой Р.Ш. трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения с 19 декабря 2010 года.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи: