Судья В.П. Исаичева Дело № 4612
Учет № 27
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ18 апреля 2011 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина,
судей Д.М. Насретдиновой, Г.А. Сахиповой,
при секретаре О.В. Кузьмине
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Г. Габдуллина гражданское дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в г. Заинске и Заинском районе РТ на решение Заинского городского суда РТ от 11 марта 2011 года, которым постановлено:
Исковое заявление Галимовой Р.К. к Управлению Пенсионного фонда РФ по РТ в г. Заинске и Заинском районе РТ об оспаривании решения - удовлетворить.
Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ по РТ в г. Заинске и Заинском районе РТ от 22.10.2010 года незаконным и необоснованным.
Включить в специальный стаж Галимовой Р.К.:
- период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 года по 24.08.1994 года;
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Заинске и Заинском районе РТ назначить Галимовой Р.К. пенсию по выслуге лет со дня обращения с заявлением в Управление Пенсионного фонда, то есть с 15 октября 2010 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Галимова Р.К. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Заинске и Заинском районе РТ о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью. В обоснование заявления указано, что истице отказано в назначении пенсии по мотиву недостаточности специального стажа. В специальный трудовой стаж истицы не включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 6 октября 1992 года по 24 августа 1994 года. На основании изложенного истица просила признать право на досрочную трудовую пенсию, обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж оспариваемый период и назначить досрочную трудовую пенсию с 15 октября 2010 года.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд принял решение об удовлетворении иска в вышеприведенной формулировке.
В кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в г. Заинске и Заинском районе РТ ставится вопрос об отмене решения суда. Указано, что действующим пенсионным законодательством отпуск по уходу за ребенком исключается из стажа на соответствующих видах работ дающих право на досрочную пенсию. По ранее действующему законодательству предусматривалось включение периода ухода за ребенком только до полутора лет, таким образом, судом при вынесении решения суда нарушены нормы материального права.
Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Из материалов дела следует, что решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Заинске и Заинском районе РТ № 77028 от 22 октября 2010 года истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы в 25 лет.
В специальный стаж истицы не был включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 6 октября 1992 года по 24 августа 1994 года
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый истицей период подлежит включению в ее специальный трудовой стаж.. Надлежащая мотивировка в решении суда дана, Судебная коллегия с ней согласна.
Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Заинске и Заинском районе РТ ставится вопрос об отмене решения суда, при этом ответчик в кассационной жалобе указал, что действующим пенсионным законодательством отпуск по уходу за ребенком исключается из стажа на соответствующих видах работ дающих право на досрочную пенсию. По ранее действующему законодательству предусматривалось включение периода ухода за ребенком только до полутора лет.
Судебная коллегия с вышеизложенными доводами кассационной жалобы ответчика не может согласиться по следующим основаниям.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом.
До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).
Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком после 06 октября 1992 года - времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" также подлежит включению в специальный трудовой стаж истицы, поскольку никаких оснований для ограничения зачета времени нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком ни в указанном Законе, ни в подзаконных нормативных актах не установлено, в связи с чем Судебная коллегия считает, что время такого отпуска полностью должно учитываться в стаж для назначения пенсии, поскольку данный отпуск был предоставлен до 6 октября 1992 года.
Судом каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, могущих повлечь отмену решения суда, не допущено.
Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 11 марта 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в г. Заинске и Заинском районе РТ – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: