Судья Г.А. Абдуллина Дело № 33-4900/2011 Учет № 52 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 25 апреля 2011 года гор. Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина, судей Д.М. Насретдиновой и Г.А. Сахиповой, при секретаре О.В. Кузьмине, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретди-новой Д.М. гражданское дело по кассационной жалобе Ильичева В.К. на реше-ние Советского районного суда г.Казани от 29 марта 2011 года, которым поста-новлено: в удовлетворении исковых требований Ильичева В.К. к военному комисса-риату Республики Татарстан о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии и о взыскании недополученной пенсии с учетом реальной стоимости продовольственного пайка отказать. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судеб-ная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Ильичев В.К. обратился в суд с иском к военному комиссариату Респуб-лики Татарстан о понуждении произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскании суммы недополученной пенсии с учетом реальной стоимости про-довольственного пайка. В обоснование своих требований истец указал, что является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации. Вопросы пенсионного обеспече-ния регламентированы Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 го- да № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполни-тельной системы, и их семей». В соответствии со статьей 43 названного закона пенсии военным пенсионерам исчисляются исходя из денежного довольствия военнослужащих, которое в данном случае состоит из окладов по должнос-ти, воинскому или специальному званию и надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, а также из сто-имости продовольственного пайка. Согласно пункту «б» статьи 49 закона пен-сии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего закона и их семьям, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военно-служащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с их увеличением. В период с 1 января 2000 года по 1 декабря 2007 года при выплате истцу пенсии учитывался размер денежной компенсации продовольственного пайка из расчета 20 рублей в сутки, тогда как его реальная суточная стоимость с января 2000 года по июнь 2005 года ежемесячно возрастала и увеличивалась: с 32 руб-лей 71 копейки до 70 рублей 70 копеек. Такое исчисление пенсии, по мнению истца, не соответствует установ-ленному Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 порядку исчисления пенсии и существенно нарушает его имущественные права как военного пенси-онера Министерства обороны Российской Федерации. Истец полагает, что наз- наченная ему пенсия должна была пересматриваться после каждого увели-чения месячной стоимости продовольственного пайка. Ильичев В.К. просил обязать ответчика произвести перерасчет назначен- ной ему пенсии и взыскать недоплату с учетом реальной стоимости продоволь-ственного пайка за период с 1 января 2000 года по 1 декабря 2007 года в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Представитель ответчика иск не признал. Суд в удовлетворении иска отказал. В кассационной жалобе истец просит решение суда первой инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение. Считает, что решение поста-новлено с нарушением норм материального права. Настаивает на своей правовой позиции по делу, в силу которой считает, что его исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения. В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотроп-ных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядо-вого и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной про-тивопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по дол-жности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Как видно из материалов дела, Ильичев В.К. является пенсионером Ми-нистерства обороны Российской Федерации. В период с 1 января 2000 года по 1 декабря 2007 года размер его пенсии исчислялся исходя из размера его денеж-ного довольствия, в который включена компенсация стоимости продовольствен-ного пайка в размере 20 рублей в сутки. Истец указывает в своем заявлении, что фактически стоимость пайка в указанный период составляла большую сумму. При этом истец ссылается на данные Центрального продовольственного управ-ления Министерства обороны Российской Федерации о стоимости общевойско-вого продовольственного пайка. Разрешая данный спор и отказывая в иске, суд пришел к выводу о том, что использованные истцом при расчете недоплаты пенсии данные Центрального продовольственного управления Министерства обороны Российской Федерации о стоимости общевойскового продовольственного пайка не имеют значение для разрешения данного спора, поскольку указанные суммы рассчитываются для подготовки бюджетной заявки и контроля при ее исполнении и не могут быть использованы для исчисления пенсии. Судебная коллегия считает данный вывод суда законным и обоснованным по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» продовольственное обес-печение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Министер-ством обороны РФ в форме натурального продовольственного обеспечения или выплаты денежной компенсации. Федеральным законом №122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу неко-торых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представитель-ных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вне-сены изменения в статью 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих», регулирующую вопросы продовольственного обеспечения военнослужащих. С 1 января 2005 года выдача продовольственного пайка сохранена лишь в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по их просьбе. Военнослужащим, проходящим военную службу в иных местностях, продо-вольственное обеспечение установлено в форме денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка в размере, установленном Правитель-ством РФ. Статьей 49 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 го- да «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреж-дениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, наз-наченные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по кон-тролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного доволь-ствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновремен-но с его увеличением. Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повыше-ния пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, под-лежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии. Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из осно-ваний, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно. Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанав-ливается федеральным законом, в связи с чем при определении размера де-нежной компенсации взамен продовольственного пайка необходимо ру- ководствоваться специальным Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Месячная стоимость продовольственного пайка определена исходя из раз-мера денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим (сотрудни-кам органов внутренних дел), проходящим военную службу (службу в орга-нах внутренних дел), взамен продовольственного пайка в соответствии с зако-нами РФ о федеральном бюджете, действующими ежегодно с 1 января 2000 года. Указанная норма денежной компенсации взамен продовольственного пайка до 01 января 2005 года устанавливалась федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, а после указанной даты постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004года № 906 и от 22 февраля 2006 года № 101 «О мерах по реализации Федерального закона о бюд-жете» и сохранена на 2005-2007 года в сумме 20 рублей в сутки. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что за указанный истцом период военнослужащим выплачивалась денежная компенсация стоимости продовольственного пайка в размере 20 рублей. Такой размер компенсации был установлен законами о фе-деральных бюджетах и Правительством РФ. Определенный законом размер де-нежной компенсации продовольственного пайка в этот период не изменялся. Учитывая, что положения, закрепленные в статье 162 Федерального за-кона «О федеральном бюджете на 2000» и соответствующих статей соответ-ствующих Законов на 2001, 2002 и 2003 годы о том, что законодательные акты, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Прави- тельства Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с его тре-бованиями, то никакими другими данными, содержащимися в справках, инфор-мациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости, руководствоваться нельзя. Кроме того, законодательством РФ о пенсионном обеспечении указан-ной категории граждан, как ранее действовавшем, так и действующим, не пре-дусмотрено получение военным пенсионером продовольственного обеспече-ния в виде организованного питания, в виде выдачи продовольственного пайка, доходом в денежном выражении может быть признан лишь размер денежной компенсации, которая может быть выплачена взамен продовольственного пайка, что в полной мере обеспечивает соблюдение принципа равенства прав всех военнослужащих, в том числе и военных пенсионеров. Кроме того, за-конодательством Российской Федерации не установлен орган, определя-ющий размер месячной стоимости продовольственного пайка для исчисления пенсии. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что пенсия, выплачиваемая истцу, подлежит исчислению исходя из размера денежной компенсации стоимости продовольственного пайка. Доводы в кассационной жалобе о том, что судом неправильно применены нормы материального права, размер пенсии истца должен индексироваться, ис-ходя из изменения размера ежемесячной денежной продовольственной компен-сации, не могут быть приняты во внимание, поскольку были проверены при рас-смотрении дела судом первой инстанции и им была дана надлежащая правовая оценка. Судом первой инстанции все обстоятельства дела, доводы сторон и пред-ставленные ими доказательства надлежащим образом исследованы и оценены, по делу постановлено не противоречащее материальному и процессуальному закону решение. На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361 Граждан-ского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Советского районного суда г.Казани от 29 марта 2011 года по дан-ному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Ильичева В.К. - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: