О признании права на субсидию супруге умершего инвалида войны



Судья Р.А. Фахрутдинова Учет 57

Дело № 33-5255/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 мая 2011 года г.Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Р.Я. Калимуллина,

судей Ш.Ш. Гафиятуллина, В.А. Терехина,

при секретаре А.М. Зиятдиновой

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Ш.Ш. Гафиятуллина гражданское дело по кассационной жалобе А.Ф. Тазетдиновой на решение Вахитовского районного суда г.Казани от 21 марта 2011 года, которым постановлено:

Иск К.К. Минибаевой удовлетворить частично.

Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан произвести выплату денежных средств за счёт федерального бюджета (субсидии) в сумме <данные изъяты> руб. путём перечисления на отдельный блокированный целевой счёт категории «Жильё ветеранам»
, открытый на имя получателя субсидии Х.М. Минибаева в Зеленодольском филиале акционерного коммерческого банка «Ак Барс» (открытого акционерного общества) для оплаты стоимости квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

В удовлетворении иска к Министерству финансов Республики Татарстан о признании права на субсидию отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения А.Ф. Тазетдиновой, поддержавшей доводы жалобы, объяснения Г.Х. Мишиной, М.М. Еникеевой, представляющих интересы К.К. Минибаевой, возражавших против удовлетворения жалобы, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

К.К. Минибаева обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Татарстан, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, в последующем его уточнив, о возложении на Министерство финансов Республики Татарстан и Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан солидарной обязанности произвести выплату денежных средств за счёт федерального бюджета (субсидии) в сумме <данные изъяты> руб. путем перечисления на отдельный блокированный целевой счёт категории «Жильё ветеранам»
, открытый на имя получателя субсидии Х.М. Минибаева в Зеленодольском филиале акционерного коммерческого банка «Ак Барс» (ОАО) для оплаты стоимости квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

В обоснование иска указала, что она состояла в браке с Х.М. Минибаевым. В период брака они с супругом приобрели в совместную собственность однокомнатную квартиру стоимостью <данные изъяты> руб. общей площадью 33 кв.м. по адресу: <адрес> по договору купли-продажи квартиры от 02 июня 2010 года, заключенному с А.Ф. Тазетдиновой и Х.М. Минибаевым. Х.М. Минибаев состоял в Исполкоме Зеленодольского муниципального района РТ на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для получения жилой площади по льготному (первоочередному) списку как инвалид Ве­ликой Отечественной войны с учетом состава семьи из двух человек. 27 апреля 2010 года Х.М. Минибаеву было вручено уведомление МУ «Управление муниципального жилищного фонда и жилищной политики г.Зеленодольск» о предоставлении субси­дии на приобретение жилого помещения в сумме <данные изъяты> руб. Для приобретения квартиры истец с супругом использовали семейные накопления в сумме <данные изъяты> руб. Оставшаяся часть стоимости квартиры <данные изъяты> руб. полагалась к оплате за счёт средств федерального бюджета. Субсидия подлежала перечислению на счёт продавца квартиры А.Ф. Тазетдиновой. Договор купли-продажи был зарегистрирован в ЕГРП 04 июня 2010 года, однако субсидия на банковский счёт ветерана своевременно не была перечислена. 12 августа 2010 года Х.М. Минибаев умер, после чего Минсоцзащиты РТ отказалось производить оплату приобретенной ветераном квартиры, хотя имущественное право на получение жилищной субсидии за счёт средств федерального бюджета супруг истца приобрел ещё при жизни. Истица является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны и нуждается в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика Министерства финансов Республики Татарстан в судебное заседание не явился.

Представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Татарстан С.Н. Новоселова с иском не согласилась.

Третье лицо А.Ф. Тазетдинова с иском не согласилась.

Представитель третьего лица АКБ «Ак Барс» (ОАО) в судебное заседание не явился.

Суд вынес решение в вышеизложенной формулировке.

В кассационной жалобе А.Ф. Тазетдинова просит решение суда отменить, указывая, что условия договора купли-продажи своевременно исполнены не были, денежные средства не перечислены, она лишилась возможности приобрести новое жилье.

Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.

Согласно ч.ч.1,6 ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеют право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 году № 5-ФЗ «О ветеранах» и на обеспечение жильем за счёт средств федерального бюджета.

В силу пп.3 п.1 ст.15 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»-«ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В соответствии с п.2 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счёт субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года № 275, норматив общей площади жилого помещения для расчёта размера субсидий устанавливается в размере: а) 36 кв. метра для следующих категорий граждан: инвалидов Beликой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.

Согласно ст. 1 Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года № 69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» настоящий Закон регулирует отношения в области государственной поддержки развития жилищного строительства в Республике Татарстан, в том числе возникающие в связи с приобретением, строительством или реконструкцией гражданами индивидуального и многоквартирного жилья и объектов инженерной инфраструктуры, посредством реализации различных жилищных программ как за счет государственных, внебюджетных, так и привлеченных средств.

Настоящий Закон распространяется на органы местного самоуправления, заключившие договоры с органами государственной власти Республики Татарстан об участии в реализации мер государственной поддержки развития жилищного строительства в Республике Татарстан.

В силу абз.1 ст.1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Из дела видно, что 02 июня 2010 года между А.Ф.Тазетдиновой (продавец) и Х.М. Минибаевым (покупатель) заключен договор купли-продажи квартиры по адресу: <адрес> стоимостью <данные изъяты> руб. Указано, что расчёт между сторонами будет произведен следующим образом: <данные изъяты> руб. за счёт собственных денежных средств до подписания настоящего договора, <данные изъяты> руб. будет оплачено за счёт средств федерального бюджета предоставляемых покупателю в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 года № 275 «Об утверждении положения о предоставлении субси­дий на приобретение жилья за счёт субвенций, выделяемых из федерального фон­да компенсаций, отдельным категориям граждан» на счёт покупателя после регистрации договора в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан. Указанная сумма будет переведена на счёт продавца Акционерный Коммерческий Банк «Ак Барс» (открытое акционерное общество) Банк: Казанский филиал 4595, г. Казань, Крем­левская, д. 5.

В этот же день между сторонами подписан передаточный акт к договору купли-продажи квартиры.

Судом установлено, что договор купли-продажи квартиры заключен на основании уведомления о предоставлении субсидии на приобретение жилья муниципального учреждения «Управление муниципального жилищного фонда и жилищной политики города Зеленодольск» от 27 апреля 2010 года , договора банковского (текущего) счёта категории «Жилье ветеранам» от 05 мая 2010 года, согласия К.К. Минибаевой от 03 июня 2010 года.

12 августа 2010 года Х.М. Минибаев умер, что подтверждается свидетельством о смерти.

Письмом от 27 августа 2010 года Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан сообщило представителю К.К. Минибаевой о том, что переход права на получение субсидии к иным лицам ввиду смерти получателя субсидии действующим законодательством не предусмотрен, за исключением перехода такого права от умершего ветерана к его вдове при сохранении нуждаемости в обеспечении жильем. Кроме того, в соответствии с порядком предоставления субсидий на приобретение жилья за счёт субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 года № 275, уполномоченный банк после поступления субсидии на счёт получателя субсидии перечисляет денежные средства продавцу жилого помещения на основании письменного заявления получателя субсидии. Таким образом, оплатить договор купли-продажи жилого помещения, заключенный Х.М. Минибаевым, ввиду его смерти не представляется возможным.

Признавая данную позицию Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан незаконной и удовлетворяя заявленные требования истицы, суд правомерно исходил из того, что умерший Х.М. Минибаев был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по программе «Жильё ветеранам» с учётом состава семьи из двух человек, включая К.К. Минибаеву, при этом Х.М. Минибаевым были исполнены обязательства по уведомлению о предоставлении субсидии на приобретение жилья за подписью начальника муниципального учреждения «Управление муниципального жилищного фонда и жилищной политики города Зеленодольск» от 27 апреля 2010 года А.С. Патрушева, а именно: заключен договор банковского (текущего) счёта категории «Жилье ветеранам» от 05 мая 2010 года с ОАО «АК БАРС» Банком, а также договор купли-продажи квартиры. Таким образом, Х.М. Минибаев имел право на получение субсидии на приобретение жилья в размере <данные изъяты> рублей при жизни. Однако субсидия на приобретение жилого помещения не была зачислена на счёт Х.М. Минибаева, в связи с чем в дальнейшем не были перечислены денежные средства продавцу А.Ф. Тазетдиновой за приобретаемую квартиру. Поскольку имущественные права в силу абз.1 ст.1112 Гражданского кодекса Российской Федерации входят в состав наследства, то право требования о перечислении субсидии из федерального бюджета в сумме <данные изъяты> рублей вошло в состав наследства Х.М. Минибаева. Кроме того, законодательством предусмотрена возможность перехода права от умершего ветерана к его вдове на получение субсидии к иным лицам ввиду смерти получателя субсидии при сохранении нуждаемости в обеспечении жильем.

Поскольку функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению субсидий на приобретение жилья гражданам осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, то суд обоснованно признал его надлежащим ответчиком по делу, а Министерство финансов Республики Татарстан – ненадлежащим.

Доводы кассационной жалобы А.Ф. Тазетдиновой о том, что условия договора купли-продажи своевременно исполнены не были, денежные средства не перечислены, и она лишилась возможности приобрести новое жилье, подлежат отклонению, поскольку эти обстоятельства не являются основанием для отказа в иске К.К. Минибаевой. Тем не менее, это доводы могут явиться предметом рассмотрения самостоятельных исковых требований.

Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 199, 350, 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Вахитовского районного суда г.Казани от 21 марта 2011 года
по данному делу оставить без изменения, а кассационную жалобу
А.Ф. Тазетдиновой – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи