о понуждении произвести перерасчет назначенной пенсии с учетом реальной стоимости продовольственного пайка



Судья И.Е. Иванова дело № 33-6222/2011

учет № 52

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 мая 2011 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Р.Р. Гилманова,

судей С.Н. Захаровой и Р.Р. Юсупова,

при секретаре судебного заседания Н.Г. Вдовиной

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Р.Р. Гилманова гражданское дело по кассационной жалобе представителя
Швыдкина В.К. – Аркадьева В.И. на решение Советского районного суда
г. Казани от 28 апреля 2011 года, которым Швыдкину В.К. отказано в удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату Республики Татарстан о понуждении произвести перерасчет назначенной пенсии и о взыскании недополученной пенсии с учетом реальной стоимости продовольственного пайка за период с 01 января 2000 года по 01 декабря
2007 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Швыдкин В.К. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Татарстан о понуждении произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскании суммы недополученной пенсии с учетом реальной стоимости продовольственного пайка.

В обоснование иска указано, что истец является пенсионером Министерства Обороны Российской Федерации. Ответчиком в нарушение ст.ст. 43, 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» при выплате истцу пенсии за период с 01 января 2000 года по 01 декабря 2007 года учитывался размер денежной компенсации продовольственного пайка из расчета 20 руб. в сутки. Однако реальная суточная стоимость продовольственного пайка за данный период ежемесячно возрастала и увеличивалась: с 32, 71 руб. до 70, 70 руб. На основании изложенного истец просит суд обязать ответчика произвести перерасчет назначенной им пенсии и взыскать доплату с учетом реальной стоимости продовольственного пайка за период с 01 января 2000 года по 01 декабря 2007 года в сумме <данные изъяты>.

Представитель ответчика иск не признал.

Решением суда в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе представитель Швыдкина В.К. – Аркадьев В.И. просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение.
В жалобе отмечается, что выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований противоречат нормам материального права, регламентирующим порядок назначения и исчисления пенсии бывшим военнослужащим.

Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии со ст. 43 Закона Российской Федерации № 4468-1 от
12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Судом установлено, что Швыдкин В.К. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации. С 01 января 2000 года по
01 декабря 2007 года размер пенсии исчислялся исходя из размера его денежного довольствия, в который включена компенсация стоимости продовольственного пайка в размере 20 руб. в сутки. Истец указывает в своем заявлении, что фактически стоимость пайка в указанный период составляла большую сумму. При этом истец ссылается на данные Центрального продовольственного управления Министерства обороны Российской Федерации о стоимости общевойскового продовольственного пайка.

Принимая вышеуказанное решение, суд первой инстанции исходил из того, что данные Центрального продовольственного управления Министерства обороны Российской Федерации о стоимости общевойскового продовольственного пайка, использованные истцом при расчете недоплаты пенсии, не имеют значение для разрешения данного спора, поскольку указанные суммы рассчитываются для подготовки бюджетной заявки и контроля при ее исполнении и не могут быть использованы для исчисления пенсии.

Судебная коллегия считает данный вывод суда законным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 76-ФЗ
от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» (в редакции от 04 ноября
2007 года) продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Министерством обороны РФ в форме натурального продовольственного обеспечения или выплаты денежной компенсации.

Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» внесены изменения в статью 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих», регулирующую вопросы продовольственного обеспечения военнослужащих. С 01 января 2005 года выдача продовольственного пайка сохранена лишь в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по их просьбе. Военнослужащим, проходящим военную службу в иных местностях, продовольственное обеспечение уставлено в форме денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка в размере, установленном Правительством РФ.

В силу ст. 49 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля
1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.

Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии.

Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.

Учитывая, что положения, закрепленные в ст. 162 Федерального закона
«О федеральном бюджете на 2000» и соответствующих статей соответствующих Законов на 2001, 2002 и 2003 годы о том, что законодательные акты, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с его требованиями, то никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости, руководствоваться нельзя.

Месячная стоимость продовольственного пайка определена исходя из размера денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим (сотрудникам органов внутренних дел), проходящим военную службу (службу в органах внутренних дел), взамен продовольственного пайка в соответствии с законами РФ о федеральном бюджете, действующими ежегодно с 01 января 2000 года.

Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка до
01 января 2005 года устанавливался федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, а после указанной даты постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 906 и от
22 февраля 2006 года № 101 «О мерах по реализации Федерального закона о бюджете» и сохранен на 2005-2007 года в сумме 20 руб. в сутки.

Кроме того, законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении указанной категории граждан, как ранее действовавшем, так и действующим, не предусмотрено получение военными пенсионерами продовольственного обеспечения в виде организованного питания, в виде выдачи продовольственного пайка, доходом в денежном выражении может быть признан лишь размер денежной компенсации, которая может быть выплачена взамен продовольственного пайка, что в полной мере обеспечивает соблюдение принципа равенства прав всех военнослужащих, в том числе и военных пенсионеров. Законодательством Российской Федерации не установлен орган, определяющий размер месячной стоимости продовольственного пайка для исчисления пенсии.

Таким образом, с учетом анализа приведенных выше правовых норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пенсия, выплачиваемая истцу, подлежит исчислению исходя из размера денежной компенсации стоимости продовольственного пайка.

Поскольку за указанный истцом период военнослужащим выплачивалась денежная компенсация стоимости продовольственного пайка в размере 20 руб., размер которой был установлен законами о федеральных бюджетах и Правительством Российской Федерации, определенный законом размер денежной компенсации продовольственного пайка в этот период не изменялся, заявленные истцом требования подлежат отклонению.

В силу изложенного доводы кассационной жалобы представителя
Швыдкина В.К. о неправильном применении норм материального права, а также о том, что размер пенсии истца должен индексироваться, исходя из изменения размера ежемесячной денежной продовольственной компенсации, являются несостоятельными, поскольку они судом первой инстанции были исследованы и получили надлежащую правовую оценку.

При таком положении, следует признать, что решение суда требованиям закона не противоречит, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст.ст. 199, 350, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда г. Казани от 28 апреля 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу представителя
Швыдкина В.К. - без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи :