Судья Г.В. Куханева Дело № 4987/11 Учет № 54 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 12 мая 2011 года г. Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Р.А.Саитгараевой, судей Г.А.Сахиповой, Д.М.Насретдиновой, при секретаре О.В.Кузьмине рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Сахиповой гражданское дело по кассационной жалобе Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования РФ по РТ на решение Авиастроительного районного суда г. Казани Республики Татарстан от 22 марта 2011 года, которым постановлено: исковые требования Лаптева В.Н. удовлетворить. Возложить обязанность на Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан предоставить Лаптеву В.Н. путёвку на санаторно-курортное лечение за 2010 год согласно медицинским показаниям. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования РФ по РТ и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан – Т.А. Барщевскую и И.Р. Шайхуллина, В.Н.Лаптева и его представителя М.А.Сергееву, Судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А : В.Н.Лаптев обратился в суд с иском к региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее по тексту – ФСС РФ по РТ) о возложении обязанности по предоставлению санаторно-курортной путевки. В обоснование требований указывается, что он, являясь инвалидом II группы вследствие полученного вреда, причинённого в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, получает государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг и имеет право на ежегодное предоставление путевок на санаторно-курортное лечение. Несмотря на то, что он состоит на учёте на ежегодное предоставление путёвки с 2006 года, однако ему предоставляли путёвки всего 2 раза: в 2007 и 2009 году. 23 ноября 2010 года он получил письменный отказ ответчика в предоставлении путёвки за 2010 год со ссылкой на то, что 23 ноября 2010 года ему была предложена санаторная путёвка в санаторий-профилакторий КМПО. Однако в данном санатории отсутствует лечение его заболеваний, данный санаторий не относится к санаториям его профиля. Согласно медицинским показаниям, ему показано лечение в санаториях «Ундоры» и «Ижминводы». В связи с этим истец, уточнив исковые требования, просил суд обязать Государственное учреждение - региональное отделение ФСС РФ по РТ предоставить ему путёвку на санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям. Представитель Государственного учреждения - регионального отделения ФСС РФ по РТ и представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан с иском не согласились. Судом требования удовлетворены, решение вынесено в приведенной выше формулировке. В кассационной жалобе представитель ответчика, выражая несогласие с судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывается на то обстоятельство, что исходя из содержания Федерального Закона «О государственной социальной помощи» обеспечение санаторно-курортным лечением граждан относится к реабилитационным мероприятиям, а не к техническим средствам или услугам. Закон не содержит гарантий ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан и не предусматривает выплаты компенсации в случае его не предоставления. Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения. В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ (ред. от 08.12.2010) "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды. В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний. Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 6.3 указанного Закона периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. В соответствии с пунктами 3.1 и 3.3 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан" обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - санаторно-курортные учреждения). Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган). В соответствии с пунктом 1.5 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 (ред. от 07.02.2011) "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан" граждане, получающие набор социальных услуг полностью, одну из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, две любые социальные услуги, предусмотренные пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ могут отказаться от его (ее, их) получения, обратившись с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг полностью, либо об отказе от получения одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, либо об отказе от получения двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий им ежемесячную денежную выплату. Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, и отказ от получения двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ. Из материалов дела следует, что В.Н. Лаптев, являясь инвалидом II группы в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей воинской службы, связанным с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В соответствии с постановлением клинико-экспертной комиссии 2831 он страдает рядом болезней с тяжёлым течением и ему по состоянию здоровья показано санаторно-курортное лечение в санаториях «Ундоры» и «Ижминводы» (л.д. 4). Аналогичную справку истец предоставил при обращении с заявлением в ФСС РФ по РТ. Данный факт представителем Фонда не оспаривалось. В.Н.Лаптеву всего два раза предоставлялись путёвки на санаторно-курортное лечение: в 2007 году и 2009 году, очередным заявлением истец обратился в филиал 24 ноября 2009 года. С этого времени путевка истцу не была предоставлена. Удовлетворяя его требования, суд исходил из их обоснованности и законности, поскольку санаторно-курортное лечение показано ему в связи с тяжелым состоянием его здоровья, нуждаемостью в лечении тяжелых хронических заболеваний, в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи». Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, а с ноября 2009 года путевка ему не лечение не предоставлялась. Данные выводы суда основаны на законе, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований не согласиться с ними Судебная коллегия не усматривает. Истец страдает рядом болезней с тяжёлым течением и ему по состоянию здоровья показано санаторно-курортное лечение в санаториях «Ундоры» и «Ижминводы», которые имеются в перечне санаторно-курортных учреждений для проведения лечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи (л.д. 70). С письменным заявлением об отказе от социальной услуги истец не обращался, а его заявление о предоставлении путевки по профилю его заболеваний за 2010 год не было удовлетворено. Каких-либо доказательств о невозможности предоставления данной путевки по объективным причинам ответчиком суду не представлено. По указанным основаниям отклоняются как несостоятельные доводы ответчика со ссылкой на отсутствие законных гарантий ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан. А другие доводы жалобы также не содержат оснований для отмены решения суда. Таким образом, дело рассмотрено полно, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и собранным по делу доказательствам, решение постановлено с соблюдением закона. На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 350, 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Авиастроительного районного суда г. Казани Республики Татарстан от 22 марта 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования РФ по РТ - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: