о включении в состав наследственного имущества денежной субсидии в размере 943 200 рублей и о взыскании денежных средств



Судья Л.П.Глинкин № 33-6172/2011учет № 62КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 мая 2011 года г.Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи А.С.Галиевой,

судей Р.Я.Калимуллина и Ш.Ш.Гафиятуллина,

при секретаре судебного заседания А.М.Зиятдиновой

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Р.Я.Калимуллина гражданское дело по кассационной жалобе Буинского районного исполнительного комитета Буинского муниципального района РТ на решение Буинского городского суда РТ от 21 апреля 2011 года, которым постановлено:

Иск Р.С. Насретдинова к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о включении в состав наследственного имущества денежной субсидии в размере 943200 рублей и о взыскании денежных средств удовлетворить.

Взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан за счет средств федерального бюджета 943200 рублей в счет субсидии на приобретение жилого помещения на отдельный блокированный целевой счет категории «Жилье ветеранам», открытый на имя Насрутдиновой Ф.Х. в Буинском филиале ОАО <данные изъяты> Банка, для последующего перечисления указанной суммы ОАО <данные изъяты> Банком без распоряжения владельца на лицевой счет , открытый на имя Насретдинова Р.С. в Буинском филиале ОАО <данные изъяты> Банка.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя Буинского районного исполнительного комитета Буинского муниципального района РТ – Ф.Ф.Мифтахова, поддержавшего жалобу, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Р.С.Насретдинов обратился в суд с иском к Буинскому районному исполнительному комитету Буинского муниципального района РТ, Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ о включении в состав наследственного имущества денежной субсидии и взыскании денежных средств, ссылаясь на то, что его матери – Ф.Х.Насрутдиновой выделена субсидия за счет средств федерального бюджета в размере 943200 рублей на приобретение жилья по программе «Жилье ветеранам». 27.05.2010 Ф.Х.Насрутдинова по договору купли-продажи приобрела жилой дом с земельным участком, находящиеся по адресу: <адрес>, 02.06.2010 зарегистрировала право собственности на него, предоставив необходимые документы в отдел социальной защиты. Согласно договору стоимость жилого дома в размере 943200 рублей должна была быть выплачена Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ после государственной регистрации договора путем перечисления денежных средств с блокированного целевого счета на счет продавца имущества.

07.06.2010 Ф.Х.Насрутдинова скончалась, в связи с этим в перечислении денежных средств отказано, оплата стоимости дома по настоящее время не произведена.

Ответчики иск не признали.

Суд иск удовлетворил, постановив решение в приведенной выше формулировке.

В кассационной жалобе Буинский районный исполнительный комитет Буинского муниципального района РТ просит отменить решение ввиду его незаконности и необоснованности. В частности, указывается, что Ф.Х.Насрутдинова умерла не получив денежной субсидии на улучшение жилищных условий. Данная мера социальной поддержки неразрывно связана с личностью умершей и не входит в состав наследства.

Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.

В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 07.05.08 № 714 (в ред. от 09.01.2010) «Об обеспечении жильем Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов» необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно п.п. 1, 3 Постановления КМ РТ от 07.06.06 № 275 (в ред. от 02.04.2010) «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан» обеспечение жильем граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 № «О ветеранах», от 24.11.95 № «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» производится путем предоставления им субсидий на приобретение жилья.

Функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

В соответствии с п.2 «Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан», утвержданного Постановлением КМ РТ от 07.06.06 № 275 (в ред. от 02.04.2010) норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидий устанавливается в размере: 36 кв. м. для членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.

В силу п.п. 6, 7 данного Положения министерство финансов Республики Татарстан в двухдневный срок после получения информации о поступлении субвенций осуществляет перечисление средств Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в течение 7 рабочих дней после поступления субвенций в порядке очередности граждан - получателей субсидий, определенной в пункте 4 настоящего Положения, в пределах поступивших средств формирует и направляет в исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан списки граждан, которым выделены субсидии.

Согласно п.11 Положения в целях приобретения жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, получателю субсидий необходимо представить в территориальный орган социальной защиты:

договор, заключенный со специализированной организацией, с приложением протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина;

договор купли-продажи жилого помещения либо иной договор, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающий лицо из числа ветеранов, инвалидов, детей-инвалидов (получателя субсидии) жильем общей площадью не менее 18 кв. метров.

В соответствии с п.п. 13, 14 Положения после получения от территориального органа социальной защиты информации о представленных гражданами договорах Министерство обеспечивает поступление соответствующих денежных средств на счета соответствующих отделений уполномоченного банка с приложением реестров получателей субсидий по каждому отделению на электронном (формат TXT) носителе. В реестре должны указываться номер и дата платежного поручения и содержаться следующие данные получателя субсидии: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес регистрации, причитающаяся получателю сумма субсидии, номер текущего (банковского) счета.

Отделение уполномоченного банка не позднее 3 рабочих дней с момента поступления средств на корреспондентский счет банка и реестра получателей субсидий зачисляет денежные средства на блокированные целевые лицевые счета получателей субсидий.

Уполномоченный банк после поступления денежных средств (субсидии) на счет получателя субсидии на основании письменного заявления получателя субсидии перечисляет денежные средства продавцу жилого помещения либо лицу, имеющему право требования на жилое помещение.

В силу ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции установлено, что постановлением Буинского районного исполнительного комитета Буинского муниципального района РТ № 130-п/9 от 08.01.2010 Ф.Х.Насрутдинова поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдова погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны.

Из договора купли-продажи жилого дома с земельным участком от 27.05.2010, удостоверенного УФРС по РТ 02.06.2010, следует, что Ф.Х.Насрутдинова приобрела у Р.С.Насретдинова жилой дом с земельным участком, находящиеся по адресу: <адрес> за 943200 рублей.

По условиям указанного договора расчет производится путем оплаты 943200 рублей за счет средств, выделяемых из федерального бюджета и зачисляемых на счет покупателя в виде субсидии на приобретение жилья после перевода банком денежных средств на счет продавца.

По акту приема-передачи от 27.05.2010 жилой дом с земельным участком переданы покупателю, 02.06.2010 зарегистрировано право собственности на указанные объекты недвижимости за Ф.Х.Насрутдиновой.

Из пояснений Р.С.Насретдинова следует, что все необходимые документы для перечисления полученной субсидии на счет продавца предоставлены в территориальный орган Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ еще при жизни Ф.Х.Насрутдиновой.

Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 14.03.2011 наследником имущества Ф.Х.Насрутдиновой, умершей 07.06.2010, является её сын – Р.С.Насретдинов. Наследственное имущество состоит из жилого дома с земельным участком, находящихся по адресу: <адрес>.

На основании изложенного и с учетом анализа приведенных выше правовых норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для удовлетворения заявленных требований.

При этом городской суд обоснованно исходил из того, что Ф.Х.Насрутдинова ещё при жизни в установленном законом порядке приобрела право собственности на жилой дом и земельный участок, однако МТЗиСЗ РТ в нарушение установленных сроков не произвело своевременно необходимых действий для перечисления полученных от Министерства финансов РТ денежных средств в счет выделенной на приобретение недвижимости субсидии.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что требования истца основаны на законе, подтверждаются собранными по делу доказательствами и поэтому подлежат удовлетворению.

Решение суда соответствует требованиям материального и процессуального права, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые надлежащим образом исследованы и оценены.

Доводы, которые приведены Буинским районным исполнительным комитетом Буинского муниципального района РТ в кассационной жалобе, не влияют на правильность вынесенного судебного решения, поскольку они являлись предметом исследования суда первой инстанции и им судом дана надлежащая оценка. Правового значения по делу они не имеют и выводов суда первой инстанции не опровергают, основаны на неправильном толковании норм материального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 350, 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И ЛА :

Решение Буинского городского суда РТ от 21 апреля 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Буинского районного исполнительного комитета Буинского муниципального района РТ – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: