Судья И.Е. Иванова Дело № Учет № К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 16 мая 2011 года г. Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Р.Ф. Гафарова, судей Ю.Р. Мочаловой, Н.Ю. Павлюхиной при секретаре А.С. Шараповой рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по кассационной жалобе представителя ФИО5 - ФИО4 на решение Советского районного суда г.Казани от 18 апреля 2011 года, которым постановлено: в удовлетворении иска ФИО1 к Военному комиссариату Республики Татарстан о возложении обязанности по перерасчету назначенной пенсии и о взыскании недополученной пенсии с учетом реальной стоимости продовольственного пайка за период с 01 января 2000 года по 01 декабря 2007 года отказать. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Истец обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Татарстан о понуждении произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскании суммы недополученной пенсии с учетом реальной стоимости продовольственного пайка. В обоснование иска указал, что является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации. Ответчиком, в нарушение статей 43, 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», при выплате истцу пенсии за период с 1 января 2000 года по 1 декабря 2007 года учитывался размер денежной компенсации продовольственного пайка из расчета 20 рублей в сутки. Однако реальная суточная стоимость продовольственного пайка за период с января 2000 года по июнь 2005 года ежемесячно возрастала и увеличивалась с 32,71 рублей до 70,70 рублей. Истец полагал, что назначенная ему пенсия должна была пересматриваться после каждого увеличения месячной стоимости продовольственного пайка. Просил суд обязать ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии, взыскать недоплату с учетом реальной стоимости продовольственного пайка за период с 01 января 2000 года по 01 декабря 2007 года. Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал. Представитель ответчика иск не признал. Решением суда в удовлетворении иска отказано. В кассационной жалобе представитель истца просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение. В жалобе отмечается, что выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регламентирующих порядок назначения и исчисления пенсии бывшим военнослужащим. Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения. В силу статьи 43 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава названных органов. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава. Как видно из материалов дела, истец является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации. С 01 января 2000 года по 01 декабря 2007 года размер пенсии исчислялся исходя из размера его денежного довольствия, в который включена компенсация стоимости продовольственного пайка в размере 20 рублей в сутки. Обосновывая заявленные требования, истец указывал, что реальная стоимость пайка в указанный период составляла большую сумму, ссылаясь при этом на данные Центрального продовольственного управления Министерства обороны Российской Федерации о стоимости общевойскового продовольственного пайка. Принимая вышеуказанное решение, суд первой инстанции исходил из того, что данные Центрального продовольственного управления Министерства обороны Российской Федерации о стоимости общевойскового продовольственного пайка, использованные истцом при расчете недоплаты пенсии, не имеют значение для разрешения данного спора, поскольку указанные суммы рассчитываются для подготовки бюджетной заявки и контроля при ее исполнении, и не могут быть использованы для исчисления пенсии. Судебная коллегия считает данный вывод суда законным и обоснованным по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, в форме натурального продовольственного обеспечения или выплаты денежной компенсации. Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в статью 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих», регулирующего вопросы продовольственного обеспечения военнослужащих. При этом с 01 января 2005 года выдача продовольственного пайка сохранена лишь в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по их просьбе. Военнослужащим, проходящим военную службу в иных местностях, продовольственное обеспечение уставлено в форме денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка в размере, установленном Правительством Российской Федерации. В силу статьи 49 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусмотрено, что при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава пенсии подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением. Порядок пересмотра определяется Правительством Российской Федерации. Учитывая, что положения, закрепленные в статье 162 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год», и соответствующих статей соответствующих Законов на 2001, 2002 и 2003 годы о том, что законодательные акты, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с его требованиями, то никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости, руководствоваться нельзя. Месячная стоимость продовольственного пайка определена исходя из размера денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим (сотрудникам органов внутренних дел), проходящим военную службу (службу в органах внутренних дел), взамен продовольственного пайка в соответствии с законами Российской Федерации о федеральном бюджете, действующими ежегодно с 01 января 2000 года. Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка до 01 января 2005 года устанавливался федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, а после указанной даты - постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 906 и от 22 февраля 2006 года № 101 «О мерах по реализации Федерального закона о бюджете» и сохранен на 2005-2007 года в сумме 20 рублей в сутки. Кроме того, законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении указанной категории граждан, как ранее действовавшем, так и действующим, не предусмотрено получение военными пенсионерами продовольственного обеспечения в виде организованного питания, в виде выдачи продовольственного пайка, доходом в денежном выражении может быть признан лишь размер денежной компенсации, которая может быть выплачена взамен продовольственного пайка, что в полной мере обеспечивает соблюдение принципа равенства прав всех военнослужащих, в том числе и военных пенсионеров. Законодательством Российской Федерации не установлен орган, определяющий размер месячной стоимости продовольственного пайка для исчисления пенсии. Таким образом, с учетом анализа вышеизложенного законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пенсия, выплачиваемая истцу, подлежит исчислению исходя из размера денежной компенсации стоимости продовольственного пайка. Поскольку за указанный истцом период военнослужащим выплачивалась денежная компенсация стоимости продовольственного пайка в размере 20 рублей, размер которой был установлен законами о федеральных бюджетах и Правительством Российской Федерации, определенный законом размер денежной компенсации продовольственного пайка в этот период не изменялся, заявленные истцом требования подлежат отклонению. Доводы, изложенные в кассационной жалобе о неправильном применении и толковании норм материального права, и о том, что размер пенсии истца должен индексироваться, исходя из изменения фактического размера месячной стоимости продовольственного пайка, являются несостоятельными, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается. При таком положении следует признать, что решение суда соответствует нормам материального и процессуального права, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон, которые судом оценены надлежащим образом. Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Советского районного суда г. Казани от 18 апреля 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО5 - ФИО4 - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: