о назначении досрочной трудовой пенсии



Судья Хабибрахманов Д.А. Дело № 33-6046/11

Учет № 27

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 мая 2011 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Саитгараевой Р.А.,

судей Насретдиновой Д.М., Грицкова В.А.,

при секретаре Кузьмине О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Саитгараевой Р.А. гражданское дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Пестречинском районе Республики Татарстан на решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 15 апреля 2011 года, которым иск Родионовой М.Г. удовлетворен.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя УПФ Российской Федерации в Пестречинском районе Республики ФИО1, поддержавшей жалобу, а также Родионовой М.Г. и её представителя – ФИО2, возражавших против удовлетворения жалобы, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Родионова М.Г. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Пестречинском районе Республики Татарстан о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, указав, что ей необоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа, при этом в специальный стаж не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации и периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком до 3-х лет в льготном исчислении.

Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Пестречинском районе Республики Татарстан иск не признал.

Суд иск удовлетворил.

В кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Пестречинском районе Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Из материалов дела усматривается, что 23 декабря 2010 года истица обратилась в УПФ Российской Федерации в Пестречинском районе Республики Татарстан с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Пестречинском районе Республики Татарстан от 27 декабря 2010 года истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж истицы не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 03 октября 1995 года по 23 ноября 1995 года, с 18 октября 2000 года по 17 ноября 2000 года, с 13 сентября 2005 года по 13 октября 2005 года, с 03 сентября 2010 года по 13 октября 2010 года, а периоды нахождения истицы с 10 августа 1989 года по 19 ноября 1989 года в отпуске по беременности и родам и с 20 ноября 1989 года по 15 июля 1992 года в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет не включены в льготном порядке.

Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно включил в стаж работы истицы периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком до 3-х лет в льготном исчислении, поскольку до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992г.N3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, ст.167 КЗоТ РФ предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Родионова М.Г. находилась в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до ДД.ММ.ГГГГ, то есть спорные отношения возникли в период действия законодательства, не содержащего запрета на включение в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком. В связи с чем время такого отпуска, предоставленного при работе, включаемой в специальный стаж в льготном исчислении, должно включаться в стаж для назначения пенсии также в льготном исчислении.

Также судом правомерно в специальный стаж истицы включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку в эти периоды за ней сохранялась средняя заработная плата, из которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и, следовательно, данные периоды также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии досрочно.

Доводы кассационной жалобы о том, что период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж в календарном исчислении, основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Согласно действовавшему в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком совместному постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска (пункт 7).

Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшего место до 6 октября 1992 года, включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.

Дело рассмотрено в соответствии с пенсионным законодательством.

Руководствуясь статьями 199, 350, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 15 апреля 2011 года по данному делу оставить без изменения; кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Пестречинском районе Республики Татарстан – без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи: