о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий



Судья А.Ш. Ахметшина дело № 33-6709/2011учет № 22КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 июня 2011 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Р.Р. Гилманова,

судей И.Ш. Шайхиева и Р.Р. Юсупова,

при секретаре судебного заседания Н.Г. Вдовиной

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Р.Р. Гилманова гражданское дело по кассационной жалобе Губаева Р.В. и Аничикиной Е.А. на решение Московского районного суда г. Казани
от 19 апреля 2011 года, которым Губаеву Р.В. и Аничикиной Е.А., действующей в интересах себя и несовершеннолетней Губаевой М.Р., отказано в удовлетворении иска к муниципальному учреждению «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения Губаева Р.В., Аничикиной Е.А., их представителя Мусиной Р.Р., Аничкиной Г.В., поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя муниципального учреждения «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» Зайнуллина Р.Г., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА :

Губаев Р.В. и Аничкина Е.А., действующая также в интересах несовершеннолетней Губаевой М.Р., обратились в суд с иском к муниципальному учреждению «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» (далее – МУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО
г. Казани») о признании незаконным решения районной комиссии Администрации Московского района ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности поставить семью на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование иска указано, что оспариваемым решением районной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ им отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по причине намеренного ухудшения жилищных условия путем регистрации в занимаемом ими жилом помещении Миннигалеевой А.М. Между тем, семья истцов проживает в двухкомнатной квартире, общей площадью 47,3 кв.м., расположенной по <адрес>, которая принадлежит Аничкиной Г.В. Они к членам семьи не относятся и являются временными жильцами, следовательно, площадь данной квартиры не может учитываться при расчете обеспеченности их семьи жильем. В связи с этим заселение собственником в указанную квартиру третьих лиц не влечет каких-либо правовых последствий. С учетом принадлежащей Губаеву Р.В. 1/5 доли в квартире по <адрес>, на каждого члена семьи истцов приходится 3,53 кв.м. На основании изложенного, уточнив в ходе судебного разбирательства заявленные требования, истцы просили суд признать их семью нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище».

Ответчик – представитель МУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани» Макарова Е.А. иск не признала.

Третьи лица – Аничкина Г.В. и Миннигалеева A.M. иск поддержали.

Третье лицо – Хайдарова Г.Г. в суд не явилась.

Суд в удовлетворении иска отказал.

В кассационной жалобе Губаев Р.В. и Аничкина Е.А. просят отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении иска. В жалобе отмечается, что выводы суда об отсутствии у семьи истцов права на признание нуждающейся в улучшении жилищных условий не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и противоречат требованиям закона.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу пунктов 5, 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.

Применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Постановлением Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 12 июля 2006 года № 1401 «О нормах площади жилья при постановке на учет и предоставлении жилья гражданам по договору социального найма в рамках государственных жилищных программ» установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в размере не более 12 кв.м. общей площади жилого помещения.

Из материалов дела следует, что в ноябре 2010 года Аничкина Е.А. и Губаев Р.В. обратились в МУ «Администрация Московского района ИК МО г. Казани» с заявлением о постановке семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище».

ДД.ММ.ГГГГ комиссия МУ «Администрация Московского района ИК МО г. Казани» приняла решение об отказе в принятии на учет по вышеуказанной программе со ссылкой на преднамеренное ухудшение жилищных условий по причине регистрации с 03 ноября 2010 года Миннигалеевой А.М. в квартире <адрес>.

Судом установлено, что Губаев Р.В., Аничкина Е.А. и их несовершеннолетняя дочь Губаева М.Р., проживают и зарегистрированы в двухкомнатной квартире по <адрес>, общей площадью 47,3 кв.м.

Помимо них в квартире проживает и зарегистрирована тетя истицы – Аничкина Г.В., являющаяся собственницей данного жилого помещения.

Кроме того, с 31 марта 2010 года в квартире была зарегистрирована Хайдарова Г.Г., с 03 ноября 2010 года – Миннигалеева А.М.

Обеспеченность общей площадью жилья с учетом шести зарегистрированных лиц составляет 7,88 кв.м.

При таком положении, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о правомерности отказа органом местного самоуправления в постановке семьи истцов на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по мотиву намеренного ухудшения ими условий проживания, поскольку регистрация в квартире Хайдаровой Г.Г. и Миннигалеевой А.М. уменьшила общую площадь жилого помещения, приходящуюся на каждого зарегистрированного в квартире жильца.

Полное и всестороннее исследование представленных документарных доказательств, а также пояснений сторон и третьих лиц позволило суду установить, что истцы вселены Аничкиной Г.В. в принадлежащую ей квартиру в качестве членов семьи, а Хайдарова Г.Г. и Миннигалеева А.М. зарегистрированы в жилом помещении по просьбе истицы Аничкиной Е.А. с целью создания нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Судом первой инстанции в связи с этим обоснованно указано, что без учета зарегистрированных в указанной выше квартире Хайдаровой Г.Г. и Миннигалеевой А.М. на каждого члена семьи истцов приходится по 15,21 кв.м. общей площади жилья, что выше установленной органом местного самоуправления учетной нормы.

Доводы кассационной жалобы истцов о необходимости определения уровня обеспеченности их семьи, исходя только из принадлежащей Губаеву Р.В. 1/5 доли в квартире по <адрес>, ввиду отсутствия у них прав на принадлежащую Аничкиной Г.В. квартиру, не могут служить основанием для отмены принятого судом решения, поскольку из материалов дела видно, что они вселены и проживают в квартире по <адрес>, в качестве членов семьи собственника.

Доводы жалобы с указанием на ошибочность выводов суда о регистрации в указанной выше квартире третьих лиц по просьбе истицы, являются несостоятельными, поскольку опровергаются пояснениями Миннигалеевой А.М. и Аничкиной Г.В., данными ими в ходе судебного разбирательства, каких-либо замечаний на протокол судебного заседания сторонами принесено не было.

Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.

При таком положении, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы истцов судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст.ст. 199, 350, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА :

решение Московского районного суда г. Казани от 19 апреля 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Губаева Р.В. и Аничикиной Е.А. - без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи :