о компенсации морального вреда



Судья Р.Р. Хафизова Дело № 33-7111/11

Учет № 57

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 июня 2011 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Р.А. Саитгараевой,

судей Н.А. Губаевой, И.И. Багаутдинова,

при секретаре А.М. Газтдинове,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи И.И. Багаутдинова гражданское дело по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 20 апреля 2011 года. Этим решением постановлено:

Исковые требования Р.И. Заляева, А.З. Заляевой, И.З. Заляева удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> в пользу Р.И. Заляева компенсацию морального вреда <данные изъяты> рублей, в пользу А.З. Заляевой и И.З. Заляева компенсацию морального вреда по <данные изъяты> рублей каждому, а также госпошлину в доход государства в сумме <данные изъяты> рублей.

Заслушав Р.И. Заляева и его представителя Н.А. Трифонова, представителя И.З. Заляева и А.З. Заляевой - Р.И. Заляева, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Р.И. Заляев, А.З. Заляева и И.З. Заляев обратились в суд с иском к ООО <данные изъяты> о компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей каждому. Свои требования истцы обосновали смертью брата и сына М.И. Заляева, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во время работы автомехаником на сервисной станции у ответчика в результате пожара и виной работодателя.

В судебном заседании ответчик иск Р.И. Заляева – брата погибшего не признал, считая, что ему моральный вред не причинён, а в отношении родителей считает предъявленную сумму чрезмерно завышенной.

Суд иск удовлетворил частично и вынес решение в вышеуказанной формулировке.

В кассационной жалобе ООО <данные изъяты> не согласно с решением, просит об изменении решения с уменьшением компенсации морального вреда в отношении родителей и отказе в иске в отношении брата, считая размер компенсации вреда завышенным, определённым без полного и всестороннего исследования обстоятельств, имеющих значение для дела.

Судебная коллегия оснований для изменения решения не находит.

В соответствии с частью первой статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а так же в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинён вред. Согласно пункту 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье относится к нематериальным благам.

По статье 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учётом фактических обстоятельств, при которых был причинён моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Судом установлено, что по приказу № 26/к от 14 марта 2008 года на основании трудового договора № 27 М.И. Заляев был принят на работу автомехаником в ООО <данные изъяты> с должностным окладом <данные изъяты> рублей в месяц.

Согласно акту № 1 о несчастном случае на производстве от ДД.ММ.ГГГГ М.И. Заляев в 14 часов 20 минут погиб при выполнении ремонтных работ от ожога пламени № АБ-4 степени, занимающего 98% поверхности тела. Причина смерти от ожогов констатируется в судебно-медицинском анализе (л.д.10,11) и медицинском заключении о характере полученных повреждений здоровья М.И. Заляева (л.д.12).

Постановлением следователя следственного отдела по отделу внутренних дел Набережночелнинского межрайонного следственного отдела следственного управления следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Республике Татарстан от 8 апреля 2010 года отказано в возбуждении уголовного дела по факту несчастного случая на производстве, но отмечено, что при проведении ремонтных работ имела место неудовлетворительная организация работ, выразившаяся в приёмке транспортного средства с дополнительно установленным не сертифицированным оборудованием – дополнительным топливным баком без исправных «дыхательных клапанов», обеспечивающих герметичность цистерн, допуск в работе автомехаников, не прошедших обучение по пожарно-техническому минимуму, эксплуатации ремонтных боксов на оснащённых устройствами автомеханической пожарной сигнализации. Данные нарушения были допущены директором А.И. Хакимовым и техническим директором П.И. Лебедевым.

Приказом № 32/1 от 16 марта 2010 года по итогам расследования несчастного случая на ответственных лиц были наложены дисциплинарные взыскания.

ООО <данные изъяты> выплатило Г.Н. Заляевой – супруге погибшего <данные изъяты> рублей материальной помощи на приобретение жилья, выплачивает Г.Н. Заляевой ежемесячную материальная помощь по <данные изъяты> рублей.

Суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, правомерно пришёл к выводу о причинении истцам Р.И. Заляеву, А.З. Заляевой и И.З. Заляеву физических и нравственных страданий в результате гибели брата и сына. Размер компенсации морального вреда судом определён с учётом фактических обстоятельств дела, степени перенесённых физических и нравственных страданий, вины ответчика в причинении вреда, требований разумности и справедливости.

Поэтому доводы ООО <данные изъяты> о завышении взысканных сумм, без учёта отсутствия доказательств причинения морального вреда брату, выплаченных сумм супруге погибшего, не обоснованны и не могут служить основанием для уменьшения размера компенсации морального вреда.

Суммы, выплаченные супруге умершего, не могут повлиять на размер компенсации морального вреда, выплаченной истцам.

Решение следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно и в необходимом объёме, к возникшим правоотношениям правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для уменьшения суммы компенсации морального вреда и отказе во взыскании морального вреда брату не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 20 апреля 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> - без удовлетворения.

Председательствующий Р.А. Саитгараева

Судьи Н.А. Губаева

И.И. Багаутдинов