о признании права на досрочную трудовую пенсию.



Судья И.Е. Иванова Дело № 33-6785/2011

Учет № 27

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

2 июня 2011 года гор. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина,

судей Д.М. Насретдиновой и Г.А. Сахиповой,

при секретаре О.В. Кузьмине,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретди-новой Д.М. гражданское дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Казани на решение Совет-ского районного суда г.Казани от 27 апреля 2011 года, которым постановлено:

исковое заявление Миннегалеева Т.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Казани о признании права на до-срочную трудовую пенсию - удовлетворить.

Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Казани от 16 февраля 2011 года незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Совет-ском районе г.Казани включить в специальный трудовой стаж период с 5 июля 1993 года по 5 января 1994 года, в который за Миннегалеевым Т.М. сохранялся непрерывный трудовой стаж в связи с работой в Магаданском объединенном авиационном отряде гражданской обороны.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Совет-ском районе г.Казани назначить и выплачивать Миннегалееву Т.М. досрочную трудовую пенсию по старости с 21 февраля 2011 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Со-ветском районе г.Казани в пользу Миннегалеева Т.М. <данные изъяты> в счет возме-щения судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины при подаче иска в суд.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслу-шав объяснения Миннегалеева Т.М., возражавшего против удовлетворения жа-лобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Миннегалеев Т.М. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.

В обоснование своих требований истец указал, что 7 февраля 2011 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с работой на Крайнем Севере, однако решением ответчика от 16 февраля 2011 года в этом ему было отказано по мотиву отсутствия у него требуемого специального стажа – 15 лет. По мнению истца, в назначении досрочной трудо-вой пенсии ответчиком ему было отказано необоснованно, поскольку 5 июля 1993 года он был уволен в связи с реорганизацией предприятия, в связи с чем за ним должен быть сохранен непрерывный трудовой стаж в течение 6 месяцев после увольнения. Поэтому Миннегалеев Т.М. просил суд признать данное ре-шение незаконным, возложить на ответчика обязанность по включению в его специальный стаж периода, в течение которого за ним сохранялся непрерывный стаж, а также назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 21 фев-раля 2011 года – по достижении им возраста 55 лет.

Представитель ответчика иск не признал.

Суд иск удовлетворил и вынес решение в вышеприведенной формулиров-ке.

В кассационной жалобе ответчиком ставится вопрос об отмене принятого судом решения по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в жа-лобе указывается на то, что после произведенного 5 июля 1993 года в связи с реорганизацией предприятия увольнения истец не трудоустроился в течение бо-лее 6 месяцев, в связи с чем за ним не может быть сохранен непрерывный тру-довой стаж.

Судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене.

На основании пункта 4 части первой статьи 362 Гражданского процессуаль-ного кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения ре-шения суда в кассационном порядке является нарушение или неправильное при-- менение норм материального права или норм процессуального права.

Согласно подпункту 6 пункта первого статьи 28 Федерального закона «О тру­довых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назна­чается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Феде­рального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по дос-тижении возраста 50 лет, еесли они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравнен-ных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта

В соответствии с подпунктом «в» пункта 24 «Инструкции о порядке пре-доставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами», утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР № 2 от 22 ноября 1990 года, за работниками, вы-свобождаемыми после 4 февраля 1991 года в связи с реорганизацией, ликвида-цией объединений, предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, сохраняется на период трудоустройства (не свыше 6 месяцев) непрерывный трудовой стаж и средняя заработная плата по прежнему месту работы.

Из материалов дела следует, что 7 февраля 2011 года Миннегалеев Т.М. об-ратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Казани с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера.

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Со-ветском районе г.Казани от 16 февраля 2011 года истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необ-ходимого специального стажа – 15 лет. С учетом включенных ответчиком пери-одов работы, трудовой стаж истца в районах Крайнего Севера составил 14 лет 8 месяцев 24 дня.

Удовлетворяя требования Миннегалеева Т.М. о включении в его специи-альный стаж периода с 5 июля 1993 года по 5 января 1994 года, суд исходил из того обстоятельства, что трудовая деятельность истца, протекавшая в районах Крайнего Севера, была прекращена 5 июля 1993 года в связи с реорганизацией предприятия, в связи с чем последующие 6 месяцев после увольнения подлежат включению в его специальный трудовой стаж на основании подпункта «в» пун-кта 24 «Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенса-ций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравнен-ных к районам Крайнего Севера», утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР № 2 от 22 ноября 1990 года.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда пер-вой инстанции.

В силу положений подпункта «в» пункта 24 указанной выше Инструкции, за работниками, высвобождаемыми после 4 февраля 1991 года в связи с реорга-низацией, ликвидацией объединений, предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, сохраняется на период трудоустройства (не свыше 6 месяцев) непрерывный тру-довой стаж и средняя заработная плата по прежнему месту работы.

Как видно из имеющейся в деле копии трудовой книжки истца, в период с 16 октября 1981 года он работал в Магаданском объединенном авиаотряде граж-данской авиации, откуда уволен в связи с реорганизацией предприятия 5 июля 1993 года. После произведенного увольнения он был трудоустроен в ТОО РИФ г.Казани с 18 октября 1994 года - то есть по прошествии более 1 года.

Действующее правовое регулирование предусматривает возможность сох-ранения непрерывного трудового стажа за работником в указанном выше случае, если перерыв в работе не превысил шести месяцев. Как следует из письма Феде-ральной службы по труду и занятости от 13 сентября 2006 года, под непрерывным трудовым стажем в районах Крайнего Севера следует понимать периоды работы в районах Крайнего севера, которые суммируются в установ-ленном порядке при условии, что перерывы между этими периодами не превы-шают установленных законом сроков. В данном случае перерыв в работе истца составил более 6 месяцев, в связи с чем у суда не имелось оснований для зачета в его специальный стаж вышеприведенного спорного периода. Более того, поло-жения вышеприведенной Инструкции регулируют условия и порядок сохране-ния непрерывного рудового стажа за лицами, работающими в районах Крайнего Севера и не содержат положений по исчислению специального стажа, необхо-димого для назначения досрочной трудовой пенсии на основании статьи 28 Фе-дерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В данном случае право на назначение досрочной трудовой пенсии на ос-новании указанной выше нормы материального права возникает у истца по дос-тижении им возраста 55 лет и 4 месяцев с учетом уменьшения возраста, уста-новленного статьей 7 названного Федерального закона.

При этом судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца, не передавая дело на новое рассмотрение, поскольку у Миннегалеева Т.М. отсутствует необходимый специальный стаж для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366, пунктом 4 части первой статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Фе-дерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Советского районного суда г.Казани от 27 апреля 2011 года по данному делу отменить и принять новое решение.

В удовлетворении требований Миннегалеева Т.М. к Управлению Пенсион-ного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Казани о признании решения незаконным, включении в специальный стаж периода сохранения не-прерывного трудового стажа и назначении досрочной трудовой пенсии по ста-рости отказать.

Председательствующий:

Судьи: