27 июня 2011 года г. Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Р.Р. Гилманова, судей Ш.Ш. Гафиятуллина и Р.Р. Юсупова, при секретаре судебного заседания А.М. Зиятдиновой рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан Вощакиной О.Б. и Фаттахова Ф.Г., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА : Латыпова И.Б., действующая за себя и несовершеннолетнюю Латыпову Э.Р., обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Мензелинского муниципального района Республики Татарстан, Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан о понуждении предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Ответчик – представитель Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан Мордвинова Н.М. иск не признала. Ответчик – представитель Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, третьи лица – представители некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» и органа опеки и попечительства Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан в суд не явились. Суд в удовлетворении иска отказал. В кассационной жалобе Латыпова И.Б., указывая те же доводы, что приведены в ее обращении, просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении заявленных ею исковых требований. Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения. Согласно подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября Участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья). Для целей подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях. Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты для граждан-участников подпрограммы, не имеющих жилых помещений и нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, составляет 33 кв.м. для одиноких граждан, 42 кв.м. - на семью из 2 человек, 18 кв.м. - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более. Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, составляет: для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок) - 42 кв.м. Социальная выплата предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и может быть использована в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа). Размер социальной выплаты составляет не менее: 40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы, - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более (далее - неполные молодые семьи). Граждане - участники подпрограммы могут приобретать на рынке жилья у физических и (или) юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (жилые помещения), в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в том числе в сельской местности (с учетом надворных построек), как за счет социальной выплаты, так и с дополнительным привлечением собственных или заемных (кредитных) средств. Судом установлено, Латыпова И.Б. 01 февраля 2010 года обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о включении ее семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Согласно протоколу № 2 общественной жилищной комиссии при главе Мензелинского муниципального района Республики Татарстан от 17 февраля 2010 года семья истицы в составе двух человек (с несовершеннолетней дочерью истицы Латыповой Э.Р., 19 июня 2000 года рождения) была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включена в состав указанной подпрограммы. 11 августа 2010 года Латыпова И.Б. заключила договор приобретения жилого помещения в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан» с некоммерческой организацией «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» и социально-ипотечным потребительским кооперативом «Строим будущее» о предоставлении возможности как молодой семье, приобретающей жилье в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан» приобрести инвестируемую Фондом «будущую собственную квартиру». По указанному договору истица обязалась внести сумму задатка на расчетный счет некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» в размере не менее 10% стоимости будущей собственной квартиры с целью обеспечения участия в ее выборе, однако данное условие договора истицей выполнено не было, поскольку ее не устроила площадь предлагаемого ей жилья. В соответствии со справкой от 01 сентября 2010 года Мензелинский филиал ОАО «Ак Барс» Банк подтверждает платежеспособность истицы Латыповой И.Б. <данные изъяты> по результатам первичного андеррайтинга, проведенного на основании справок о доходах за 2010 год. При таком положении, руководствуясь приведенными выше нормами нормативного правового регулирования в сфере предоставления государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Латыповой И.Б., поскольку семье истицы было предоставлено право на получение субсидии на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие нарушений прав семьи истицы при обеспечении реализации ее права на получение установленных законом мер государственной поддержки по обеспечению жильем. Доводы кассационной жалобы Латыповой И.Б. о необходимости предоставления ей субсидии для приобретения приемлемого жилья площадью 42 кв.м. в соответствии с установленными вышеуказанной подпрограммой нормативами, не могут служить основанием для отмены принятого судом решения, поскольку истица добровольно приняла участие в подпрограмме и заключила с некоммерческой организацией «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» и социально-ипотечным потребительским кооперативом «Строим будущее» договор от 11 августа Каких-либо доказательств, приобретения истицей другого жилья и обращения в орган местного самоуправления с предоставлением необходимого пакета документов в порядке, установленном п. 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года Доводы жалобы о неправомерном исключении Латыповой И.Б. из списков молодых семей участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» и отказе в признании ее молодой семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», также не могут повлечь отмену вынесенного решения суда, поскольку данные решения Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан не были предметом настоящего судебного разбирательства. В сложившейся ситуации Латыпова И.Б. не лишена возможности оспорить указанные решения органа местного самоуправления в отдельном судебном порядке с соблюдением требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено. При таком положении, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы истицы судебная коллегия не находит. Руководствуясь ст.ст. 199, 350, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА : решение Мензелинского районного суда Республики Татарстан от 11 мая 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Латыповой И.Б.. – без удовлетворения. Председательствующий - Судьи :
Р.Р. Гилманова гражданское дело по кассационной жалобе Латыповой И.Б. на решение Мензелинского районного суда Республики Татарстан от 11 мая
2011 года, которым Латыповой И.Б., действующей за себя и несовершеннолетнюю Латыпову Э.Р., отказано в удовлетворении иска к Исполнительному комитету Мензелинского муниципального района Республики Татарстан, Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан о понуждении предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В обоснование иска указано, что истица с несовершеннолетней дочерью Латыповой Э.Р. с 01 февраля 2010 года как молодая семья приняли участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Согласно условиям данной подпрограммы, предполагающим оказание государственной поддержки молодым семьям-участникам в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания.
В настоящее время Исполнительный комитет Мензелинского муниципального района Республики Татарстан предлагает ее семье приобрести в собственность жилое помещение, расположенное в г. Мензелинске на ул. Шарафутдинова либо на ул. Дружбы народов. Однако, предлагаемое жилье имеет площадь
70-90 кв.м., а социальные выплаты предоставляются гражданину в размере 40% от стоимости 42 кв.м. жилого помещения, площадь жилого помещения свыше 42 кв.м. оплачивается гражданином за свой счет. Материальное и семейное положение истицы не позволяет оплатить жилое помещение, имеющее площадь более 42 кв.м. Письменные обращения истицы о необходимости предоставления ее семье приемлемого жилого помещения ответчиками были оставлены без удовлетворения. Полагая, что действиями ответчиков ущемляются установленное законом право ее семьи на свободу выбора приобретения жилого помещения, Латыпова И.Б. просила суд обязать ответчиков предоставить ее семье субсидию для покупки жилья площадью не более 42 кв.м.
2001 года № 675, основной целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
2010 года, при соблюдении условий которого она имела возможность приобрести инвестируемую Фондом «будущую собственную квартиру».
№ 285, суду не представлено.