Судья Р.М. Миннегалиева Дело № 7254/11 Учет № 9 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 09 июня 2011 года г. Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина, судей Г.А. Сахиповой, Д.М. Насретдиновой, при участии прокурора А.Р. Габдуллиной, при секретаре О.В. Кузьмине рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по кассационной жалобе Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан на решение Приволжского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 18 мая 2011 года, которым постановлено: иск Бессарабенко С.Д. к Министерству экологии и природных ресурсов РТ о восстановлении на работе, взыскании оплаты времени вынужденного прогула и компенсации морального вреда удовлетворить частично. Восстановить Бессарабенко С.Д. на работе в Министерстве экологии и природных ресурсов РТ с 10 ноября 2010 года в должности начальника отдела государственной экологической экспертизы материалов обоснования лицензий. Взыскать с Министерства экологии и природных ресурсов РТ в пользу Бессарабенко С.Д. оплату за время вынужденного прогула в размере № руб.18 коп. компенсацию морального вреда в размере № рублей. Взыскать с Министерства экологии и природных ресурсов РТ в доход государства госпошлину в размере № руб.73 коп. В остальной части в удовлетворении иска отказать. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения и представителей Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан – Р.Р.Калакова и А.Е.Никулина, С.Д.Бессарабенко и заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: С.Д.Бессарабенко обратился в суд с иском к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан о восстановлении на работе и компенсации морального вреда. В обоснование требований указывается, что с 02 ноября 2007 года он работал у ответчика в должности начальника отдела государственной экологической экспертизы проектов целевых программ Республики Татарстан и объектов в сфере природопользования Управления государственной экологической экспертизы и нормирования воздействия на окружающую среду. С 20 июля 2010 года был переведен на вакантную должность начальника отдела государственной экологической экспертизы материалов обоснования лицензий Министерства. Однако, по новой должности работодатель контракт с ним не заключил, а приказом министра от 03 ноября 2010 года он был уволен с государственной гражданской службы Республики Татарстан в соответствии с частью 1 пункта 6 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей и численности штата гражданской службы. Отдел, который он возглавлял, в соответствии с внесенными изменениями в структуру Министерства Постановлением Кабинета Министров РТ от 09 июня 2010 года № 454 был изменен только в части наименования: «Отдел государственной экологической экспертизы». Ему, имеющему соответствующий многолетний опыт (стаж) работы, особые заслуги при многолетней работе в государственных органах, образовавшиеся вакантные должности в новой структуре Министерства либо в другом государственном органе, в нарушение его преимущественного права на замещение вакантной должности, предложены не были. В связи с этим, уточнив в ходе судебного разбирательства заявленные требования, истец просил суд восстановить его на работе в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в должности начальника отдела государственной экологической экспертизы материалов обоснования лицензий, взыскать оплату за время вынужденного прогула в размере № руб.24 коп. и № руб. - в счет компенсации морального вреда. Представитель ответчика с иском не согласился. Представитель третьего лица Государственной инспекции труда Республики Татарстан на судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. Судом требования удовлетворены частично, решение вынесено в приведенной выше формулировке. В кассационной жалобе ответчик, выражая несогласие с судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывается, что увольнение истца было произведено с учетом его преимущественного права на замещение вакантной должности и письменным отказом от предложенных ему других должностей. Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения. Согласно части 1 статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае: 1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе; 2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. При реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы. При ликвидации государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим могут быть продолжены в случае: 1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в государственном органе, которому переданы функции ликвидированного государственного органа, либо в другом государственном органе; 2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона. При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. В течение срока, указанного в части 5 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе. Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности. Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца. При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается. Согласно пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона). Из материалов дела следует, что 2 ноября 2007 года Министерством экологии и природных ресурсов РТ с С.Д.Бессарабенко был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы РТ и замещении должности государственной гражданской службы в должности начальника государственной экологической экспертизы проектов целевых программ РТ и объектов в сфере природопользования и нормирования воздействия на окружающую среду. Приказом №164 от 19 июля 2010 года он был с его согласия он был переведен на должность начальника отдела государственной экологической экспертизы материалов обоснования лицензий. Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан № 526 от 03 сентября 2010 года в связи с реорганизацией Министерства было предусмотрено уменьшение численности штата работников центрального аппарата, поэтому отдел государственной экологической экспертизы материалов обоснования лицензии, в котором С.Д.Бессарабенко замещал должность начальника отдела, был сокращен. В связи с этим 7 сентября 2010 года он был уведомлен о предстоящем сокращении своей должности. Приказом №268-л/с от 16 сентября 2010 года на должность начальника вновь созданного отдела государственной экологической экспертизы был назначен Иванов В связи с отказом С.Д.Бессарабенко от предложенных вакантных должностей специалиста 2 разряда и специалиста 1 категории дислоцированного в г.Казани Центрального территориального управления приказом №342-л/с от 3 ноября 2010 года он был освобожден от занимаемой должности и уволен с гражданской службы с 9 ноября 2010 года в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года №79-ФЗ. Принимая решение об удовлетворении заявленных им требований о восстановлении на работе в должности начальника отдела государственной экологической экспертизы материалов обоснования лицензий, суд первой инстанции исходил из положений вышеперечисленных норм материального права и установленных обстоятельств нарушения прав истца при увольнении. С данными выводами суда следует согласиться. Как установлено судом, отдел государственной экологической экспертизы материалов обоснования лицензий, который истец возглавлял, в соответствии с внесенными изменениями в структуру Министерства Постановлением Кабинета Министров РТ от 09 июня 2010 года № 454 был изменен только в части наименования на «Отдел государственной экологической экспертизы». При назначении на должность начальника нового отдела не было учтено, что С.Д.Бессарабенко имеет длительный 23-летний стаж работы в государственных органах, соответствующий многолетний опыт работы в системе Министерства экологии, был награжден нагрудным знаком «Отличник охраны природы», аттестационной комиссией Министерства экологии и природных ресурсов РТ от 21 апреля 2010 года был признан соответствующим занимаемой должности. При этом, как следует из представленных работодателем документов Иванов, который закончил Казанский инженерно-строительный институт по специальности «Водоснабжение и канализация», имеет квалификацию инженер-строитель, и на момент назначения его на должность начальника отдела государственной экологической экспертизы стаж работы в области охраны природы не имел. Изложенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что истец имел преимущественное право назначения на должность начальника вновь созданного отдела, поэтому, его увольнение произведено в нарушение части 7 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». По указанным основаниям отклоняются как несостоятельные доводы представителя ответчика в кассационной жалобе о том, что увольнение истца было проведено с учетом его преимущественного права на замещение вакантной должности. При таких обстоятельствах у суда первой инстанции имелись бесспорные правовые основания для удовлетворения его требований о восстановлении на работе на прежней должности. Расчеты о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула судом произведены правильно, сторонами не обжалуются. С учетом изложенного, решение следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно и в необходимом объёме, к возникшим правоотношениям правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения не имеется. Учитывая, что других доводов, по которым на основании предусмотренных статьями 362-364 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда могло бы быть отменено, кассационная жалоба не содержит, в ее удовлетворении следует отказать. На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 18 мая 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: