Судья Я.В. Малкова Дело № 33-7556/11 Учет № 57 20 июня 2011 года г. Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего Р.А. Саитгараевой, судей Н.А. Губаевой, И.И. Багаутдинова, при секретаре А.М. Газтдинове рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи И.И. Багаутдинова гражданское дело по кассационной жалобе Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан (далее Минфин) на решение Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 13 мая 2011 года. Этим решением постановлено: Исковые требования удовлетворить частично. Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет Казны Российской Федерации в пользу Ахмадышина И.Н., Ахмадышиной Г.Н., Ахмадышина Т.Н., Ахмадышина Д.Н. <данные изъяты> копеек. В остальной части иска отказать. Заслушав П.А. Лящука – представителя Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан, С.Н. Борисова - представителя государственного учреждения Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Татарстан, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: И.И. Ахмадышина обратилась в суд к Минфину, Федерального казначейства по Республике Татарстан (далее казначейство) о взыскании капитализированных платежей в размере <данные изъяты> рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты> рубля. В обоснование своих требований И.И. Ахмадышина сослалась на решение Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 15 июля 1993 года о взыскании с Мензелинского межхозяйственного хлебоприёмного предприятия в её пользу возмещение ущерба по случаю потери кормильца на содержание четырёх детей: Гульнары, 30 января 1980 года рождения, Ильнура, 11 августа 1983 года рождения, Тимура, 18 июля 1987 года рождения, и Динара, 16 июля 1991 года рождения, <данные изъяты> рублей единовременно, а с 1 марта 1993 года <данные изъяты> рублей ежемесячно на каждого до достижения 18 лет, а в случае обучения – до 23 лет, индексируя с учётом инфляции. Однако в связи с ликвидацией Мензелинского межхозяйственного хлебоприёмного предприятия указанные суммы не были перечислены. В ходе судебного заседания представитель Минфина и казначейства с иском не согласился. Суд иск удовлетворил и вынес решение в вышеприведённой формулировке. В кассационной жалобе Минфин просит отменить решение в связи с наличием всех оснований, предусмотренных статьёй 364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения. Минфин несёт ответственность только по статьям 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, а настоящий случай не относится к этим нормам. Минфин в силу действующего законодательства не является надлежащим ответчиком. Кроме того, определением Арбитражного Суда Республики Татарстан от 8 апреля 2008 года в порядке процессуального правопреемства проведена замена в реестре требований кредиторов ГУП «Мензелинский межхозяйственный комбикормовый завод» с И.И. Ахмадышиной на Федеральную налоговую службу с суммой <данные изъяты> копеек в порядке предусмотренном Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Поэтому вынесенное решение от 13 мая 2011 года является повторным взысканием. Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения. Из материалов дела усматривается, что решением от 15 июля 1993 года о взыскано с Мензелинского межхозяйственного хлебоприёмного предприятия в пользу И.И. Ахмадышиной возмещение ущерба по случаю потери кормильца на содержание четырёх детей: Гульнары, 30 января 1980 года рождения, Ильнура, 11 августа 1983 года рождения, Тимура, 18 июля 1987 года рождения, и Динара, 16 июля 1991 года рождения, 12316 рублей единовременно, а с 1 марта 1993 года 2016 рублей ежемесячно на каждого до достижения 18 лет, а в случае обучения – до 23 лет, индексируя с учётом инфляции. В дальнейшем Мензелинское межхозяйственное хлебоприёмное предприятия было реорганизовано в государственное унитарное предприятие «Мензелинский межхозяйственный комбикормовый завод» (далее ГУП «Мензелинский межхозяйственный комбикормовый завод»), который решением Арбитражного Суда Республики Татарстан от 5 августа 2004 года признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Определением Арбитражного Суда Республики Татарстан от 23 декабря 2005 года в реестр требований кредиторов ГУП «Мензелинский межхозяйственный комбикормовый завод» включены требования И.И. Ахмадышиной в сумме <данные изъяты> копеек в составе первой очереди, а также признаны требования И.И. Ахмадышиной в сумме <данные изъяты> копеек – проценты за пользование чужими денежными средствами обоснованными и подлежащим удовлетворению за счёт оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включённых в реестр требований кредиторов имущества Мензелинского межхозяйственного хлебоприёмного предприятия. Определением от 8 апреля 2008 года в порядке процессуального правопреемства проведена замена в реестре требований кредиторов ГУП «Мензелинский межхозяйственный комбикормовый завод» с И.И. Ахмадышиной на Федеральную налоговую службу с суммой <данные изъяты> копеек в порядке, предусмотренном законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ. Определением Арбитражного Суда Республики Татарстан от 18 декабря 2008 года конкурсное производство в отношении ГУП «Мензелинский межхозяйственный комбикормовый завод» завершено и в настоящее время ГУП «Мензелинский межхозяйственный комбикормовый завод» ликвидировано. Суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, правомерно сделал вывод о необходимости взыскания капитализированных денежных средств истицы. Данный вывод суд правильно обосновал ссылкой на пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствии причинения вреда жизни или здоровью гражданина», установившего, что при рассмотрении дел, связанных с капитализацией платежей при банкротстве (ликвидации) юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего (не являющегося застрахованным или иным лицом, имеющим право на страховые выплаты), следует выяснять, имело ли место согласие потерпевшего на передачу Российской Федерации права требования к должнику в размере капитализированных платежей (пункт3статьи135 Федерального закона от 26 октября 2002г. N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). При этом необходимо учитывать, что в случае получения потерпевшим капитализированных платежей, рассчитанных конкурсным управляющим, обязательство должника, признанного банкротом, прекращается. Если же право требования к должнику в размере капитализированных платежей с согласия потерпевшего перешло к Российской Федерации (по требованию Федеральной налоговой службы, представлявшей интересы Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам в деле о банкротстве должника), то обязанность государства по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью потерпевшего должна исполняться за счет средств казны Российской Федерации (федерального бюджета) в лице Министерства финансов Российской Федерации, поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации, которым в силу статьи135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" должен был быть определен порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей, не определен государственный орган, уполномоченный производить эти выплаты, а после определения такого органа - этим органом. При этом необходимо учитывать, что реализация прав граждан на получение сумм возмещения вреда в полном объеме не может ставиться в зависимость от поступления (полностью или частично) или непоступления денежных средств в доход государства. С учётом данного пункта утверждение Минфина о том, что ответственность Минфина ограничивается статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации необоснованно. Ссылка Минфина на определение от 8 апреля 2008 года не может служить основанием для отмены решения. Обязательства по выплате возмещения вреда возникли в 1993 году, до настоящего времени в течение 13 лет не исполнены, должник ликвидирован, а Федеральная налоговая служба также никаких действий не предпринимала к взысканию суммы задолженности. Решение следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно и в необходимом объёме, к возникшим правоотношениям правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения не имеется. Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 13 мая 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства Финансов Российской Федерации – без удовлетворения. Председательствующий Р.А. Саитгараева Судьи Н.А. Губаева И.И. Багаутдинов <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>