Об установлении права на дополнительное материальное обеспечение



Судья О.В. Пичугова Дело № 33-7199/11

Учет № 54

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

20 июня 2011 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Г.Габдуллина,

судей Г.А.Сахиповой, Д.М.Насретдиновой,

при секретаре О.В. Кузьмине,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по кассационной жалобе Р.Г.Шигапова на решение Советского районного суда г. Казани от 10 мая 2011 года, которым ему отказано в удовлетворении исковых требований Шигапова Р.Г. к Военному комиссариату Республики Татарстан об установлении права на дополнительное пожизненное материальное обеспечение, взыскании суммы недополученного дополнительного пожизненного материального обеспечения, взыскании компенсации морального вреда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения Р.Г.Шигапова и его представителя Ю.А.Егорова, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Р.Г.Шигапов обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Татарстан об установлении права на дополнительное пожизненное материальное обеспечение, взыскании суммы недополученного дополнительного пожизненного материального обеспечения, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование требований указывается, что с 04 апреля 1951 года по 15 июля 1982 года он прослужил в Вооруженных силах СССР, в том числе в период с 28 апреля 1973 года и до увольнения в запас на должности старшего инженера 6 отдела управления зенитных ракетных войск (войсковая часть 25342) 8 Отдельной армии ПВО. Его должностные обязанности предполагали участие в следующих видах деятельности: хранение, техническое обслуживание, транспортировка, подготовка к применению ядерных боеприпасов и их составных частей, содержащих делящиеся материалы, радиоактивные вещества, источники ионизирующих излучений, а также деятельность по непосредственной организации указанных работ, контроль за ними и обеспечение безопасности при их проведении.

Полагая, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года №1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» он имеет право на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение.

В связи с этим, просил суд установить ему право на дополнительное пожизненное материальное обеспечение с 01 января 2001 года, взыскать с ответчика сумму недополученного им дополнительного пожизненного материального обеспечения в размере рубля, компенсацию причиненного ему морального вреда в размере рублей и расходы по оплате услуг представителя в размере рублей.

Представитель ответчика иск не признал.

Решением суда в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе Р.Г.Шигапов, выражая несогласие с вынесенным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывается, что его должностные обязанности соответствовали видам деятельности, предусмотренным пунктом 3 Перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса» от 23.08.2000 года № 1563.

Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» установлен ряд мер социального характера для специалистов ядерного оружейного комплекса, а также утвержден Перечень видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, участие в которой дает право на социальную поддержку.

Пунктом 2 данного Указа установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях.

Подпунктом «г» пункта 3 Указа Правительству Российской Федерации поручено установить гражданскому персоналу и военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности, указанных в перечне, соответственно должностной оклад (тарифную ставку) и оклад по воинской должности в размере 1,5 должностного оклада (тарифной ставки) и оклада по воинской должности, предусмотренных соответственно штатами (штатными расписаниями), нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Подпунктом «д» пункта 3 Указа Правительству Российской Федерации предписано утвердить перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки.

Исходя из содержания приведенных выше правовых норм, право на получение социальной поддержки, предусмотренного этим Указом, возникает при наличии двух условий: во-первых, соответствующий вид деятельности должен быть указан в Перечне видов деятельности; во-вторых, вхождение организаций и воинских частей в Перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляется этот вид деятельности.

Пунктами 2 и 4 Указа Президента РФ от 23.08.2000 года № 1563 установлено, что льготы распространяются на граждан, вышедших на пенсию до вступления в силу настоящего Указа. Указ Президента РФ не содержит норм, предусматривающих возможность перерасчета пенсии военным пенсионерам, поэтому суд в этом случае руководствуется также Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Согласно подпункту «б» пункта 1 статьи 1 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в Государственной противопожарной службе и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

В силу статьи 49 указанного же Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468- 1 пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.

Подпунктом «а» пункта 9 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993
№ 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий,
компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве
офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы
или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо
службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в
Российской Федерации» пенсия уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах "в", "г" и "д" настоящего пункта) исчисляется из оклада по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентной надбавки за выслугу лет, исчисленной из этих окладов.

Как видно из материалов дела, 23 июня 1982 года №0386 истец был уволен с военной службы с должности старшего инженера 6 отдела управления зенитных ракетных войск (войсковая часть 25342) 8 Отдельной армии противовоздушной обороны.

Приказом 8 отдельной армии противовоздушной обороны от 13 июля 1982 года № 198 истец был исключен из списков личного состава части с 15 июля 1982 года.

С 16 июля 1982 года по настоящее время истцу выплачивается пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ № 4468-1 от 12 декабря 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что войсковая часть 25342, из которой истец был уволен в запас, и должность «старший инженер 6 отдела управления зенитных ракетных войск 8 отдельной армии противовоздушной обороны» войсковой части 33858 не входят в вышеуказанный Перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки.

Выводы суда подтверждены материалами дела, и при наличии указанных обстоятельств оснований не согласиться с ними Судебная коллегия не усматривает.

Довод кассационной жалобы истца о том, что его должностные обязанности предполагали исполнение видов деятельности, предусмотренных пунктом 3 Перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса» от 23.08.2000 года № 1563, необоснованны, поскольку право истца на перерасчет пенсии могло возникнуть только в случае увольнения на пенсию из той воинской части, которая включена в состав ядерного оружейного комплекса РФ и с той штатной должности, по которой увеличен оклад в 1,5 раза за непосредственное участие в одном из видов деятельности, указанных в Перечне, утвержденном Указом Президента РФ от 23 августа 2000 года № 1563.

Другие доводы кассационной жалобы выводы суда не опровергают, так как по существу, сводятся к несогласию с оценкой, данной судом фактическим обстоятельствам дела.

При таком положении решение суда является законным и обоснованным, и оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 350, 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 10 мая 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Р.Г. Шигапова - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: