О включении периодов работы в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии



Судья М.М. Давлетбаева Дело № 8136/2011

Учет № 27

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

4 июля 2011 года г. Казань

Судебная коллегия по » гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина

судей Д.М. Насретдиновой и Г.А. Сахиповой,

при секретаре судебного заседания О.В.Кузьмине

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Сахиповой гражданское дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда России в Мамадышском районе Республики Татарстан на решение Мамадышского районного суда РТ от 26 мая 2011 года, которым постановлено: Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Мамадышском районе Республики Татарстан включить в стаж педагогической деятельности Сафина Р.М. период службы по призыву в рядах Советской Армии с 28 октября 1983 года по 01 ноября 1985 года, период работы в Мамадышском ОВД в качестве инспектора и оперуполномоченного по профилактике правонарушений несовершеннолетних с 09 февраля 1990 года по 01 октября 1993 года и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 01 октября 2010 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения истца Р.М.Сафина. Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

P.M.Сафин обратился в суд с иском к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мамадышском районе Республики Татарстан о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по возрасту на льготных условиях и назначении пенсии.

В обоснование требований указано, что ответчиком неправомерно отказано в назначении ему досрочной трудовой пенсии. В связи с этим, уточнив ходе судебного разбирательства заявленные требования, истец просил суд обязать ответчика включить в специальный педагогический стаж период службы в Вооруженных силах СССР с 28 октября 1983 года по 01 ноября 1985 года и работы в системе органов МВД с 09 февраля 1990 года по 30 сентября 1993 года.

Представитель ответчика исковые требования не признал.

Судом исковые требования удовлетворены, решение вынесено в приведенной выше формулировке.

В кассационной жалобе ответчик просит решение суда отменить ввиду неправильного применения норм материального права. При этом указывает, что указанный спорный период не мог быть включен в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, поскольку истец не выработав специальный стаж до дня отмены положения №1397 – не приобрел право на досрочную пенсию (пенсию за выслугу лет) в соответствии с ранее действующим законодательством – Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397, соответственно исчисление педагогического стажа истцу должно производиться в соответствии с Федеральным законом №173-ФЗ.

Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, установленного ст. 7 настоящего Федерального Закона, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Из материалов дела усматривается, что 01 октября 2010 года истец обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Мамадышском районе РТ с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением пенсионного органа № 66458/1278 от 05 октября 2010 года в досрочном назначении пенсии истцу отказано, мотивируя тем, что по состоянию на день обращения в специальный стаж его работы исчисляется всего 18 лет 4 месяца 16 дней, что является недостаточным для досрочного назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью (л.д.6).

На основании подпункта «г» пункта 1 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции. Время работы в пунктах 1,2 и 3 Положения засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Данное положение признано утратившим силу Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года за №953, вступившим в законную силу с 01 октября 1993 года.

Из материалов дела видно, что в период с 28 октября 1983 года по 01 ноября 1985 года истец служил в рядах Вооруженных сил СССР.

Из справки ОВД по Мамадышскому муниципальному району видно, что Сафин P.M. служил в органах внутренних дел в качестве инспектора по делам несовершеннолетних и оперуполномоченного по делам несовершеннолетних непрерывно 4 года 7 месяцев 20 дней, принят на основании приказа начальника РОВД № 11 от 09 февраля 1990 года, уволен приказом МВД по РТ № 364 от 07 октября 1994 года (л.д.30-33).

Принимая решение о признании за ним права на пенсию с учетом указанных периодов, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности заявленных истцом требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что спорные периоды относятся к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, и включались в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.

В постановлении Конституционным Судом Российской Федерации от 29 января 2004 года №2-П указывается, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации указанные спорные периоды подлежат включению в стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, как приобретенные в соответствии с ранее действовавшим законодательством, поскольку соблюдены правила его зачета, т.е. работником выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, на момент обращения за назначением пенсии истцом выработан требуемый законом двадцатипятилетний специальный трудовой стаж. Данным обстоятельствам суд первой инстанции дал должную оценку, с чем соглашается Судебная коллегия.

Ссылка в жалобе на то, что указанный спорный период не мог быть включен в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, поскольку истец не выработав специальный стаж до дня отмены положения №1397 – не приобрел право на досрочную пенсию (пенсию за выслугу лет) в соответствии с ранее действующим законодательством – Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 и, соответственно, исчисление педагогического стажа истцу должно производиться в соответствии с Федеральным законом №173-ФЗ, не опровергают выводы суда, поскольку не основаны на законе.

Каких-либо иных доказательств, в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ, в обоснование своих требований по делу, истцом в суд представлено не было.

Кассационная жалоба не содержит иных доводов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность вынесенного решения.

Все обстоятельства по делу исследованы судом полно, всесторонне и получили надлежащую оценку, с которой суд кассационной инстанции согласен и оснований для отмены решения суда не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Мамадышского районного суда РТ от 26 мая 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда России в Мамадышском районе Республики Татарстан – без удовлетворения.

Председательствующий :

Судьи :