О признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности



Судья Э.И.Садыкова Дело № 8041/11

Учет № 27

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 июля 2011 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Г.Габдуллина,

судей Г.А.Сахиповой, Д.М.Насретдиновой,

при секретаре О.В.Кузьмине

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Сахиповой гражданское дело по кассационной жалобе Л.Ф.Камаловой на решение Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 30 мая 2011 года, которым иск удовлетворен частично, в специальный стаж Камаловой Л.Ф. для назначения досрочной пенсии по выслуге лет включены периоды ее нахождения на учебе с 7 декабря 1981 года по 19 декабря 1981 года, с 6 ноября 1998 года по 26 ноября 1998 года.

В удовлетворении остальной части иска отказано.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя Л.Ф.Камаловой – Н.Ю.Зайнуллиной, Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Л.Ф.Камалова обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию связи с осуществлением педагогической деятельности.

В обоснование требований указывается, что решением пенсионного органа ей отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа. При этом, из льготного стажа исключены периоды нахождения на учебе (курсы повышения квалификации): с 07 декабря 1981года по 19 декабря 1981года, с 06 ноября 1998 года по 26 ноября 1998 года, с 04 октября 2004 года по 21 октября 2004 года и период работы в должности заместителя заведующей по воспитательной и методической работе с 01 ноября 1999 года по 18 сентября 2000 года.

По мнению истицы, данный отказ является неправомерным, поэтому просила включить указанные периоды в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию.

В судебном заседании истица требования поддержала, дополнив требованием о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию с 14 июня 2011 года, указывая, что на день рассмотрения ее стаж составляет 24 года 11 месяцев и 15 дней, а 14 июня 2011года исполняется 25 лет педагогической.

Суд исковые требования удовлетворил частично и вынес решение в вышеприведенной формулировке

Представитель ответчика иск не признал.

В кассационной жалобе истица, выражая несогласие с судебным постановлением, просит его отменить. Указывается, что суд необоснованно не включил в специальный стаж период нахождения на курсах повышения квалификации с 4 октября 2004 года по 21 октября 2004 года, а также период работы в должности заместителя заведующей по воспитательной и методической работе с 1 ноября 1999 года по 19 сентября 2000 года.

Судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 362 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены или изменения решения в суде в кассационном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с подпунктом 19 пункта первого статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Судом установлено, что истица 29 октября 2011 года обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани с заявлением о назначении досрочной пенсии по выслуге лет. Решением ответчика №85954 от 03 ноября 2010 года было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

В специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, не включены периоды: с 07 декабря 1981 года по 19 декабря 1981года, с 06 ноября 1998 года по 26 ноября 1998 года, с 04 октября 2004 года по 21 октября 2004 года - нахождение на учебе (курсы повышения квалификации); с 01 ноября 1999 года по 18 сентября 2000 года - в должности заместителя заведующей по воспитательной и методической работе.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, включается работа в должности воспитателя, старшего воспитателя, воспитателя-методиста.

Отказывая в удовлетворении требований истицы о включении в ее специальный стаж периода работы с 1 ноября 1999 года по 18 сентября 2000 года в должности заместителя заведующей по воспитательной и методической работе, суд обоснованно пришел к выводу о том, что должность истицы, которую она занимала и выполняла определенные функции в указанный период, не является тождественным наименованию должностей, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а в подтверждение тождественности указанной должности в виде заместителя заведующей по воспитательной и методической работе должности старшего воспитателя истицей не представлены допустимые по делу соответствующие доказательства.

Что касается периодов нахождения на курсах повышения квалификации, то суд, включив периоды с 7 декабря 1981 года по 19 декабря 1981 года, с 6 ноября 1998 года по 26 ноября 1998 года, необоснованно не включил в специальный стаж период нахождения на курсах повышения квалификации с 4 октября 2004 года по 21 октября 2004 года.

В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Согласно пункту 21 Рекомендаций МОТ N 418 от 24 июня 1974 года "Об оплачиваемых учебных отпусках", период оплачиваемого учебного отпуска (курсов повышения квалификации) должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений.

По смыслу указанных Рекомендаций, термин "оплачиваемый учебный отпуск" означает отпуск, предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий.

Вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ N 516 от 11 июля 2002 года.

Согласно пункту 4 указанных Правил, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В связи с изложенным, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, из которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Поскольку в период нахождения истицы на курсах повышения квалификации за ней было сохранено место работы и средняя заработная плата, указанное время засчитано в страховой стаж, спорный период необходимо включить в стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости.

С учетом включенного периода нахождения на курсах повышения квалификации педагогический стаж истицы составил менее 25 лет, поэтому отказ в назначении пенсии с момента первоначального обращения в пенсионный орган является обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 362, статьями 199 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 30 мая 2011 года в части отказа во включении в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации с 4 октября 2004 года по 21 октября 2004 года отменить и вынести в этой части новое решение.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани включить в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости, связанной с педагогической деятельностью, период нахождения на курсах повышения квалификации с 4 октября 2004 года по 21 октября 2004 года.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи