об оспаривании действий ИК ЧМР о восстановлении в списке очередности на жилье



Судья Л.Н.Горошникова № 33-8029/2011учет № 22КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 июня 2011 года г.Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Л.А.Валишина,

судей Р.Я.Калимуллина и И.И.Багаутдинова,

при секретаре судебного заседания А.М.Зиятдиновой

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Р.Я.Калимуллина гражданское дело по кассационной жалобе заявителя А.А.Смирнова на решение Чистопольского городского суда РТ от 25 мая 2011 года, которым постановлено:

В удовлетворении заявленных требований Смирнова А.А. о понуждении исполнительного комитета Чистопольского муниципального района РТ восстановить очередность на получение жилья с момента постановки на учет по месту работы в ОАО <данные изъяты> - 11 февраля 1991 г. отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

А.А.Смирнов обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района РТ об отказе восстановить его в списке очередности на получение жилья в льготном порядке, ссылаясь на то, что работая в <данные изъяты> 11.02.91 он был поставлен на учет на получение жилья как участник боевых действий в Афганистане в период с 1985 по 1987 годы. В связи с прекращением заводом строительства жилья он обратился с заявлением о постановке его на льготную очередь в администрацию г.Чистополя и 23.06.97 поставлен на учет в льготную очередь. В феврале и марте 2011 года он обращался в районный отдел учета и распределения жилой площади о восстановлении очередности на получение жилья с момента постановки на учет на заводе – с 11.02.91, однако ему в этом отказано ввиду того, что действующим законодательством перевод очередности не предусмотрен. А.А.Смирнов полагает, что указанными действиями нарушаются его конституционные права.

На основании изложенного заявитель просил признать незаконными действия Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района РТ об отказе восстановить его в списке очередности на получение жилья в льготном порядке, устранить допущенное нарушение, обязав отдел учета и распределения жилой площади Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района РТ восстановить его льготную очередность на получение жилья с момента постановки на учет по месту работы – с 11.02.91.

Суд в удовлетворении заявления отказал.

В кассационной жалобе А.А.Смирнов просит отменить решение ввиду его незаконности и необоснованности, нарушения норм материального права. В частности, ссылаясь на ст.ст. 30, 32, 33, 35 ЖК РСФСР, заявитель указывает, что факт его постановки в очередь на получение жилья по месту работы не лишает его права на восстановление данной очередности при обращении с заявлением о постановке на учет в соответствующие органы местного самоуправления по месту жительства, поскольку действовавшим в момент его постановки на учет жилищным законодательством не предусматривалось разграничение очередности по месту работы или по месту жительства. Таким образом, единожды подав заявление на получение жилья в 1991 году, за А.А.Смирновым сохраняется данная очередь до получения жилого помещения.

Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.

В силу ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 5 Федерального Закона от 29.12.04 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного Кодекса РФ, Жилищный Кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после его введения в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В соответствии со ст.28 ЖК РСФСР, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.

В силу ст.30 ЖК РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.

Согласно ст.31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции установлено, что А.А.Смирнов, работая в ОАО <данные изъяты>, 11.02.91 был поставлен на учет по месту работы в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участник боевых действий в Афганистане.

В связи с прекращением строительства жилья ОАО <данные изъяты>, в 1997 году заявитель, как участник боевых действий в Афганистане, обратился с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту жительства - в администрацию г.Чистополя (Исполнительный комитет Чистопольского муниципального района РТ) и 23.06.97 поставлен на учет в льготную очередь на получение жилья.

В феврале и марте 2011 года А.А.Смирнов обращался в отдел жилищной политики Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района РТ по вопросу восстановления очередности на получение жилья с момента его постановки на учет в ОАО <данные изъяты> - с 11.02.91, однако в восстановлении очередности ему отказано.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правильно исходил из того, что действия Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района РТ соответствуют требованиям действовавшего ранее жилищного законодательства, которым не предусматривался переход (перевод) из очередности на жилье по месту работы на очередность по месту жительства, данные действия не нарушают какие-либо права заявителя, основания для признания их неправомерными, таким образом, отсутствуют.

Решение суда соответствует требованиям материального и процессуального права, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые надлежащим образом исследованы и оценены.

Кассационная жалоба А.А.Смирнова не содержит правовых оснований к отмене принятого по делу решения. Доводы жалобы исследовались в ходе разбирательства и были надлежащим образом оценены, правового значения по делу они не имеют и выводов суда первой инстанции не опровергают.

В частности, доводы о том, что факт постановки заявителя в очередь на получение жилья по месту работы не лишает его права на восстановление данной очередности при обращении с заявлением о постановке на учет в соответствующие органы местного самоуправления по месту жительства, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

Так, в соответствии с положениями ЖК РСФСР постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий носила заявительный характер. Статьей 30 Жилищного кодекса предусматривалась возможность постановки лиц, работающих на предприятиях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство, на учет как по месту работы, так и по месту жительства. А.А.Смирнов по своему усмотрению встал на льготную очередь по месту работы, своим правом состоять на учете одновременно и по месту жительства он не воспользовался. Закон в таком случае не возлагал на предприятие обязанность по передаче сведений на работников для постановки их на учет и в органе местного самоуправления. Таким образом, ЖК РСФСР не предусматривалось ведение единого списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем на предприятиях и в органах местного самоуправления имелись две разные очередности и велись соответствующие списки.

Осуществляемый в соответствии со статьей 35 ЖК РСФСР исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов контроль за состоянием учета на предприятиях граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так же не свидетельствует о ведении единого списка нуждающихся в жилье. Указанное полномочие органа местного самоуправления не имеет отношения к ведению им списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет по месту жительства для получения жилого помещения из муниципального жилищного фонда.

Правовых оснований для постановки А.А.Смирнова на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства с момента постановки на учет по месту работы (с 1991 года), таким образом, не имеется.

Кроме того, как правильно указывается в решении, в настоящее время А.А.Смирнов состоит на льготной очереди на получение жилья по месту жительства под № 31 и в соответствии с Федеральным Законом от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах», а так же принятым во исполнение данного Закона Постановлением КМ РТ от 07.06.06 № 275 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального фонда компенсаций отдельным категориям граждан» имеет право на обеспечение жильем за счет субвенций, выделяемых из Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в связи с чем заявитель включен в соответствующий список.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 350, 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И ЛА :

Решение Чистопольского городского суда РТ от 25 мая 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя А.А.Смирнова – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: