о признании бездейст незаконными



Судья Э.Р. Низамов дело № 33-8334/2011

учет № 62

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

07 июля 2011 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего – судьи Р.Р. Гилманова,

судей Р.Р. Юсупова, С.Н. Захаровой,

при секретаре Н.Г. Вдовиной,

с участием прокурора Ф.А. Бакировой,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Юсупова гражданское дело по кассационной жалобе представителя Исполнительного комитета МО г. Казани – Шагаевой Э.И. на решение Кировского районного г. Казани от 07 июня 2011 года, которым постановлено:

Иск прокурора удовлетворить.

Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани выселить жильцов из аварийного и подлежащего сносу дома <адрес> с предоставлением жилых помещений, отвечающих установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

Проверив материалы дела, выслушав представителя Исполнительного комитета МО г. Казани – Шагаеву Э.И., представителя муниципального учреждения «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» – Зайнуллина Р.Г., поддержавших кассационную жалобу, заслушав заключение прокурора Ф.А. Бакировой, считавшую решение суда обоснованным, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Кировского района г. Казани в защиту прав и законных интересов жильцов д. <адрес> обратился в суд с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (далее – Исполнительному комитету) о признании бездействия незаконным, обязании принять решение о выселении с предоставлением жилых помещений.

В обоснование заявления указал, что прокуратурой была проведена проверка по коллективному обращению жителей дома <адрес> о непринятии должных мер руководством МУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани», Исполнительного комитета по решению вопроса переселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу указанного дома.

Проверкой было установлено, что дом передан с баланса ФГУП «Федеральный научно-производственный центр «ГКНПП им. В.И. Ленина» в муниципальную собственность г. Казани. Постановлением Руководителя ИК МО г. Казани с дома снят статус общежития. Указанный дом является непригодным для постоянного проживания (ветхим).

Решением Кировского районного суда г. Казани от 07 апреля 2010 г. требования прокурора о признании жилых помещений в спорном доме не пригодными для проживания удовлетворены. Вместе с тем, меры по переселению жильцов из аварийного дома ответчиком предприняты не были. Бездействие ответчиков создает угрозу для жизни и здоровья жильцов, проживающих в данном доме.

Представитель третьего лица - МУ «Администрация Кировского Московского районов ИКМО г. Казани» Шамсутдинов Р.Х. с заявлением не согласился.

Суд заявление удовлетворил.

В кассационной жалобе представителем Исполнительного комитета г. Казани – Шагаевой Э.И. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности. В жалобе указывается, что Исполнительный комитет г. Казани о времени рассмотрения дела не был извещен, суд не привлек к участию в деле Управление жилищной политики Исполнительного комитета г. Казани, запланированные сроки отселения граждан из аварийного дома еще не истекли.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

Согласно ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:

учет муниципального жилищного фонда;

установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;

предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

принятие в установленном порядке решений о переводе жилых
помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;

согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;

признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;

осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;

иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

На основании ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью, от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно ст. 87 Жилищного кодекса РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В соответствии со ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Установлено, что решением Кировского районного суда г. Казани от 07 апреля 2010 г. требования прокурора о признании бездействия ИК МО г. Казани незаконным удовлетворены. Суд обязал ИК МО г. Казани рассмотреть вопрос о признании жилых помещений дома <адрес> непригодным для проживания. Решением суда также установлено, что указанный дом фактически является непригодным для постоянного проживания (ветхим), что подтверждается заключением межведомственной комиссии Администрации Кировского района ИК МО г. Казани от 27.03.2009 г. Факт не соответствия указанного дома требованиям, предъявленным помещениям, подтверждается актами и заключениями Управления Роспотребнадзора, Казанской государственной жилищной инспекции, государственного пожарного надзора Кировского района г. Казани УГПН ГУ МЧС по РТ, ООО «УК «Заречье». Дом представляет угрозу разрушения по причине его аварийного состояния.

Проведенная прокуратурой Кировского района г. Казани проверка показала, что в результате аварийного состояния дома <адрес> 04 апреля 2011 г. произошло частичное обрушение штукатурного слоя и кирпичной кладки фасада дома, на фасаде дома имеет место отслоение окрасочного штукатурного слоя, наличие сквозных трещин и т.д.

На основании распоряжения Руководителя ИК МО г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ г. «<данные изъяты>» дом передан с баланса ФГУП «Федеральный научно-производственный центр «ГКНПП им. В.И. Ленина» в муниципальную собственность г. Казани без помещений войсковой части.

Постановлением Руководителя ИК МО г. Казани от 14.07.2009 г. со спорного дома снят статус общежития.

30 декабря 2009 г. ИК МО г. Казани постановлением «О признании многоквартирных домов г. Казани аварийными и подлежащими сносу» признал спорный дом аварийным и подлежащим сносу. Согласно п. 2 указанного постановления на Управление жилищной политики ИК МО г. Казани возложена обязанность обеспечить в 2010 - 2011 годах переселение жителей указанных домов.

В соответствии с заключением городской межведомственной комиссии от 06 октября 2010г. дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Вместе с тем, меры по переселению жильцов из аварийного дома предприняты не были, жильцам дома не были предоставлены благоустроенные жилые помещения.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил заявление прокурора об обязании ИК МО г. Казани выселить жильцов из аварийного и подлежащего сносу дома и предоставить жилые помещения, отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

Довод жалобы о том, что Исполнительный комитет г. Казани о времени рассмотрения дела не был извещен, подлежит отклонению, как противоречащий материалам дела (л.д 24).

Довод жалобы о том, что суд не привлек к участию в деле Управление жилищной политики Исполнительного комитета г. Казани, также подлежит отклонению, поскольку правового значения по рассматриваемому делу не имеет.

Требования прокурора были обращены к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани и Муниципальному учреждению «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани».

Довод жалобы о том, что запланированные сроки отселения граждан из аварийного дома не истекли, не является основанием для отмены решения суда. Установление каких либо сроков отселения в данном случае правильным не является, поскольку аварийное состояние дома уже в настоящее время представляет опасность для жизни и здоровья людей проживающих в этом доме.

Таким образом, следует признать, что решение суда требованиям закона не противоречит, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств.

Нормы материального права к сложившимся отношениям сторон применены правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены вынесенного решения суда по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Кировского районного г. Казани от 07 июня 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Исполнительного комитета МО г. Казани – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи