о признании права на досрочную трудовую пенсию.



Судья А.А. Назырова Дело № 33-7409/2011

Учет № 27

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 июня 2011 года гор. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина,

судей Д.М. Насретдиновой и Г.А. Сахиповой,

при секретаре О.В. Кузьмине,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдино-вой Д.М. гражданское дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеус-лонскому районам Республики Татарстан на решение Зеленодольского городско-го суда Республики Татарстан от 4 мая 2011 года, которым постановлено:

исковые требования Даниловой Р.Г. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Зеле-нодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татар-стан включить в специальный стаж Даниловой Р.Г. для назначения досрочной пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью периоды прохождения курсов повышения квалификации с 18 апреля 2002 года по 21 мая 2002 года, с 18 апреля 2007 года по 18 мая 2007 года, период работы в должности медсестры эк-спедиции отделения заготовки крови и ее компонентов в Зеленодольской стан-ции переливания крови с 1 ноября 1999 года по 28 февраля 2001 года, период работы в должности операционной медсестры отделения заготовки крови и ее компонентов в филиале Зеленодольской станции переливания крови МЗ РТ с 1 января 2010 года по 21 сентября 2010 года, период отпуска по уходу за ребенком с 25 октября 1984 года по 30 августа 1985 года включить в специальный стаж Даниловой Р.Г. в льготном исчислении - один год работы считать за один год и 6 месяцев.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Зеле-нодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татар-стан назначить Даниловой Р.Г. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 21 сентября 2010 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслу-шав объяснения представителей истицы Турановой Е.М. и Верхова О.А., возра-жавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Данилова Р.Г. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонско-му районам Республики Татарстан о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.

В обоснование своих требований истица указала, что 21 сентября 2010 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пен-сии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в связи с приобретением необходимого для этого специального стажа в 30 лет. Решением от 29 сентября 2010 года ответчик отказал ей в наз-начении досрочной трудовой пенсии по старости по мотиву отсутствия требу-емого для этого стажа. С указанным решением истица не согласна, просила воз-ложить на ответчика обязанность по включению в ее специальный стаж в льгот-ном исчислении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 25 октяб-ря 1984 года по 30 августа 1985 года. Также истица просила зачесть в указанный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 18 апреля 2002 года по 21 мая 2002 года, с 18 апреля 2007 года по 18 мая 2007 года, период работы в должности медсестры экспедиции отделения заготовки крови и ее ком-понентов в Зеленодольской станции переливания крови с 1 ноября 1999 года по 28 февраля 2001 года, период работы в должности операционной медсестры от-деления заготовки крови и ее компонентов в филиале Зеленодольской станции переливания крови МЗ РТ с 1 января 2010 года по 21 сентября 2010 года и назна-чить ей досрочную трудовую пенсию со дня обращения с соответствующим за-явлением в орган пенсионного фонда.

Представитель ответчика иск не признал.

Суд иск удовлетворил частично и вынес решение в приведенной выше фор-мулировке.

В кассационной жалобе ответчиком ставится вопрос об отмене принятого судом решения в части включения в специальный стаж истицы периода работы с 1 ноября 1999 года по 28 февраля 2001 года в должности медсестры экспеди-ции. При этом в жалобе указывается на то, что ни Постановлением Правитель-ства Российской Федерации № 1066 от 22 сентября 1999 года, ни Постановле-нием Правительства Российской федерации № 781 от 29 октября 2002 года, ко-торыми утверждены Списки должностей, работа в которых засчитывается в выс-лугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной рабо-той по охране здоровья населения, не предусмотрены должность медсестры эк-спедиции, в связи с чем у суда не имелось правовых оснований для зачета дан-ного периода в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

В соответствии с подпунктом 20 пункта первого статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по ста-рости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, осуществляв-шим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государ-ственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, неза-висимо от их возраста.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 ок-тября 2002 года утверждены Списки должностей и учреждений, работа в ко- торых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную де-ятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а так-же Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назна-чение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятель-ность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных уч-реждениях здравоохранения.

Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Рос-сийской Федерации № 25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возник-ших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установлен-ного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Феде-рации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного за-кона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специаль-ный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и ха-рактера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в су-дебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом ра- боты, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым дол-жностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности, организаций, в которых он работал и т.п.).

Из материалов дела следует, что 21 сентября 2010 года истица обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан с заявле-нием о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осу-ществлением лечебной деятельности.

Решением ответчика от 29 сентября 2010 года в назначении пен-сии истице отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 30 лет. С учетом включенных ответчиком периодов работы стаж лечебной деятель-ности Даниловой Р.Г. составил 27 лет 4 месяца 20 дней. При этом вышеперечис-численные периоды в специальный стаж ответчиком зачтены не были.

Принимая решение об удовлетворении заявленных истицей требований о включении в данный стаж спорного периода ее работы в должности медсестры экспедиции отделения заготовки крови и ее компонентов в Зеленодольской стан-ции переливания крови с 1 ноября 1999 года по 28 февраля 2001 года, суд при-шел к обоснованному выводу о том, что утвержденным Постановлением Прави-тельства Российской Федерации № 1066 от 22 сентября 1999 года Списком пре-дусмотрена должность медицинской сестры и учреждения станции переливания крови.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой ин-станции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям за-кона.

Доводы кассационной жалобы о том, что такое наименование должности как медсестра экспедиции не соответствует наименованиям, предусмотренным Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж ра-боты, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ли-цам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья насе-ления в учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Прави-тельства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года, а также ранее действовавшими Списками, нельзя признать обоснованными.

Как правильно указал в своем решении суд первой инстанции, занимаемая истицей в спорный период времени должность медсестры, также как и наимено-вание учреждения - станция переливания крови, в котором протекала ее деятель-ность, предусмотрены вышеприведенными Списками учреждений и должнос-тей, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение. Правиль-ность указанных выводов суда первой инстанции подтверждается представлен-ным суду Положением о станции переливания крови, из которого видно, что эк-спедиция с центром управления запасами крови входит в структуру данного уч-реждения. Более того, в соответствии с Временными методическими рекоменда-циями по разработке штатно-организационной структуры республиканских, об-ластных (краевых) и городских станций переливания крови, утвержденными приказом Минздрава СССР № 155 от 12 апреля 1990 года, в экспедициях с цен-тром управления запасами крови также указана должность медицинской сестры, а не медсестры экспедиции.

При указанных обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу о том, что спорный период подлежит зачету в специальный стаж истицы, дающий пра-во на досрочную трудовую пенсию по старости.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе о неправильном применении и толковании норм материального права, а также об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истицы указанного выше спорного периода, яв-ляются несостоятельными, были предметом исследования суда первой инстан-ции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.

При таком положении следует признать, что решение суда соответствует нормам материального и процессуального права, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон, которые судом оценены надлежащим обра-зом.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Граждан-ского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 4 мая 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Уп-равления Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Зеленодольску, Зеле-нодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан – без удовлет-ворения.

Председательствующий:

Судьи: