Судья Э.И. Садыкова Дело № 33-8532/2011 Учет № 52 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 14 июля 2011 года город Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина, судей Д.М. Насретдиновой, Г.А. Сахиповой, при секретаре О.В. Кузьмине, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретди-новой Д.М. гражданское дело по кассационной жалобе Военного комиссариата Республики Татарстан на решение Советского районного суда г.Казани от 23 мая 2011 года, которым постановлено: иск удовлетворить. Обязать Военный комиссариат Республики Татарстан произвести перерасчет назначенной Жданову Ю.И. пенсии с учетом увеличения размера оклада по воинскому званию и с применением индексов потребительских цен за периоды с 1 февраля 1993 года по 31 марта 1993 года в сумме <данные изъяты>, с 1 ян-варя 1999 года по 30 июня 1999 года в сумме <данные изъяты>, с 1 июля 1999 года по 31 декабря 2002 года в сумме <данные изъяты>. Взыскать с Военного комиссариата Республики Татарстан в пользу Жданова Ю.И. сумму недополученной пенсии с применением индексов потребительских цен в размере <данные изъяты>, а также расходы по оплате услуг предста-вителя в сумме <данные изъяты>. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судеб-ная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Жданов Ю.И. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Рес-публики Татарстан о взыскании недоплаченной пенсии в размере <данные изъяты> В обоснование своих требований истец указал, что является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации. В нарушение требований за-кона ответчик при исчислении и выплате пенсии за периоды с 1 февраля 1993 года по 31марта 1993 года и с 1 января 1999 года по 30 июня 1999 года не учи-тывал, что оклад по воинскому званию, как составляющая часть пенсии, не мог быть меньше оклада по воинской должности, а также не учитывал увеличение ок-лада по воинскому званию. Поэтому истец просил суд возложить на Военный ко-миссариат Республики Татарстан обязанность по перерасчету назначенной пен-сии, взыскать с ответчика недоплаченную пенсию в сумме <данные изъяты> в том числе за период с 1 февраля 1993 года по 31 марта 1993 года в сумме <данные изъяты>, за период с 1 января 1999 года по 30 июня 1999 года в сумме <данные изъяты>, за период с 1 июля 1999 года по 31 декабря 2002 года в сумме <данные изъяты>. Представитель ответчика иск не признал. Суд исковые требования удовлетворил и вынес решение в приведенной выше формулировке. В кассационной жалобе Военного комиссариата Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его необоснованности по при-чине нарушения норм материального права при его вынесении. Указано, что при расчете пенсии истцу учитывался размер оклада по воинскому званию, установленный Правительством Российской Федерации. Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит. В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотроп-ных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц ря- дового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учиты-ваются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, окла-ды по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. В соответствии с пунктом «б» статьи 49 данного Закона в редакции, действовавшей до 1 января 2008 года, пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повы-шения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контро-лю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня уве-личения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответ-ствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением. Согласно пункту 2 статьи 12 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих», действовавшего с 1 января 1993 года до 1 января 1998 года, размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям, надбавок и выплат определяются Правительством Россий-ской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федера-ции, других министерств и ведомств Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба. При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти минималь-ных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям не могут быть ме-нее половины воинских должностных окладов. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федера-ции № 65 от 27 января 1993 года «Об упорядочении выплаты денежного доволь-ствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудникам уго-ловно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты» были ус-тановлены оклады по воинским (специальным) званиям военнослужащих (кро-ме военнослужащих срочной службы) и лиц начальствующего состава органов внутренних дел согласно приложению № 7, исходя из которого оклад по воин-скому званию капитан составлял 6 500 рублей. По делу установлено, что истец является пенсионером Министерства обо-роны Российской Федерации, получает пенсию через Военный комиссариат Рес-публики Татарстан, имеет воинское звание – капитан. Согласно справке ответчика в период с 1 февраля 1993 года по 31 марта 1993 года истцу выплачивалась пенсия, при определении размера которой учиты-вался оклад по воинскому званию в вышеуказанном размере, установленном Пос-тановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 65 от 27 января 1993 года. Размер оклада по воинскому званию был менее половины воинского дол-жностного оклада, установленного в размере <данные изъяты>, что являлось нару-шением пункта 2 статьи 12 Закона Российской Федерации № 4338-1 от 22 января 1993 года «О статусе военнослужащих», имеющего большую юридическую силу, нежели Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федера-ции. Поэтому при исчислении пенсии истцу подлежал применению Закон Россий-ской Федерации. С 1 января 1998 года вступил в силу Федеральный закон № 76-ФЗ «О ста-тусе военнослужащих», в соответствии с пунктом 2 статьи 12 этого Закона в ре-дакции, действовавшей до 1 июля 2000 года, оклады по воинским званиям воен-нослужащих, проходящих военную службу по контракту, также не могли быть менее половины окладов по воинским должностям. Указом Президента Российской Федерации № 1638 от 24 декабря 1998 года «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников орга-нов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, тамо-женных органов Российской Федерации и денежного содержания сотрудников фе-деральных органов налоговой полиции» Правительству Российской Федера-ции было поручено повысить с 1 января 1999 года в 1,62 раза месячные окла-ды в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим, а с 1 июля 1999 года в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим. Во исполнение данного Указа пунктом 1 Постановления Правительства Рос-сийской Федерации № 72 от 19 января 1999 года «О повышении денежного до-вольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минис-терства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Фе-дерации и федеральных органов налоговой полиции» повышены с 1 января 1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим, а пунктом 2 этого же Постановления с 1 июля 1999 года установлены месячные оклады в соответствии с присвоенными воин-скими званиями военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и стар-шин, проходящих военную службу по призыву) согласно приложению № 1. В этом приложении установлены конкретные оклады по воинскому званию от рядового, матроса до маршала Российской Федерации. Оклад по воинскому зва-нию майор был установлен в размере 500 рублей. Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации № ВКПИ 99-18 от 20 октября 1999 года был признан недействитель-ным пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 72 от 19 января 1999 года в части, предусматривающей повышение военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 1 июля 1999 года, так как он не соответ-ствовал абзацу 2 пункта 12 статьи 12 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих». Разрешая спор, суд правильно пришел к выводу о том, что исковые требо-вания в части перерасчета пенсии за периоды с 1 февраля 1993 года по 31 марта 1993 года, с 1 января 1999 года по 30 июня 1999 года, с 1 июля 1999 года по 31 декабря 2002 года являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Согласно справке Военного комиссариата в период с 1 января 1999 года до 30 июня 1999 года истцу выплачивалась пенсия, при определении размера которой учитывался оклад по воинскому званию в размере <данные изъяты>, что сос-тавляло менее половины воинского должностного оклада. Такое исчисление пенсии противоречило пункту 2 статьи 12 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих». Решением Верховного Суда Российской Федерации № ВКПИ 00-16 от 10 ап-реля 2001 года, вступившим в законную силу, приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации № 72 от 19 января 1999 года признано незаконным и недействительным со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано Правительству Указом Прези-дента Российской Федерации № 1638 от 24 декабря 1998 года. Согласно справке Военного комиссариата Республики Татарстан в период с 1 июля 1999 года до 1 декабря 2000 года при определении размера пенсии ист- ца учитывался оклад по воинскому званию в размере <данные изъяты>, однако с учетом повышения ранее установленного оклада по воинскому званию Указом Прези-дента Российской Федерации в 2,02 раза его размер должен быть составлять <данные изъяты>. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1520 от 17 августа 2000 года и Постановлением Правительства Российской Федерации № 680 от 14 сентября 2000 года с 1 декабря 2000 года месячные оклады в соответ-ствии с присвоенными воинскими званиями были повышены в 1,2 раза. С учетом этого с 1 декабря 2000 года при исчислении пенсии истца должен был учитываться оклад по воинскому званию в сумме <данные изъяты>, однако согласно справке Военного комиссариата Республики Татарстан размер оклада по воинскому званию составлял лишь <данные изъяты>. Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что оклад по воин-скому званию не мог составлять менее половины оклада по воинской должнос-ти. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 486 от 1 июля 2002 года Постановления Правительства Российской Федерации № 72 от 19 января 1999 года и № 680 от 14 сентября 2000 года в части положений, устанавливающих оклады по воинскому (специальному) званию военнослужащих, утратили силу с 1 января 2003 года. Согласно расчетам истца, правильность которых ответчиком не оспоре-на, сумма недополученной пенсии за период с 1 февраля 1993 года по 31 марта 1993 года составляет <данные изъяты>, за период с 1 января 1999 года по 30 июня 1999 года – <данные изъяты>, за период с 1 июля 1999 года по 31 декабря 2002 года – <данные изъяты>. Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что судом неправильно применены нормы материального права, при расчете пенсии истцу учитывал-ся размер оклада по воинскому званию, установленный Правительством Рос-сийской Федерации, не могут повлечь за собой отмену обжалуемого решения, поскольку были проверены при рассмотрении дела судом первой инстанции и им была дана надлежащая правовая оценка. Как правильно указал суд в своем решении, такое исчисление пенсии на основании положений постановления Правительства, которое впоследствии бы-ло признано недействительным решением Верховного Суда Российской Федера-ции, противоречит пункту 2 статьи 12 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей в спорный период, в соответствии с которым оклады по воинским званиям не могут быть менее половины воинских должностных окладов Судом первой инстанции все обстоятельства дела, доводы сторон и пред-ставленные ими доказательства надлежащим образом исследованы и оценены, по делу постановлено не противоречащее материальному и процессуальному закону решение. На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Граждан-ского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Советского районного суда г. Казани от 23 мая 2011 года по дан-ному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Военного комисса-риата Республики Татарстан – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: