о признании Государственного сертификата на материнский капитал недействительным.



Судья Н.М. Гимаева Дело № 33-8605/2011

Учет 27

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

11 июля 2011 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Та­тарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина,

судей Д.М. Насретдиновой и Н.Ю. Павлюхиной,

при секретаре О.В. Кузьмине,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретди-новой Д.М. гражданское дело по кассационной жалобе Управления Пенсион-ного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны на решение Набе-режночел­нинского городского суда Республики Татарстан от 26 мая 2011 года, которым постановлено:

в удовлетворении иска Управления Пенсионного фонда Российской Фе-дерации в г.Набережные Челны к Труховой Е.А. о признании Государственного сертификата на материнский (семейный) капитал недействительным, взыска-нии полученной единовременной выплаты за счет средств материнского капи-тала в сумме <данные изъяты> отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судеб-ная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набереж­ные Челны Республики Татарстан обратилось в суд с иском к Труховой Е.А. о признании Государствен­ного сертификата на материнский (семейный) капитал недействительным и взы­скании незаконно полученной единовременной выпла-ты за счет средств материн­ского капитала.

В обоснование заявленных требований указано, что 27 сентября 2007 года Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Чел-ны Республики Татарстан принято решение о выдаче Труховой Е.А. Государ-ственного сертификата на мате­ринский (семейный) капитал.

17 июня 2009 года ответчица Трухова Е.А. обратилась с заявлением о пре-доставлении единовременной выплаты за счет средств материнского капитала в размере <данные изъяты>. По результатам его рассмотрения истцом принято ре-шение об удовлетворении данного заявления.

20 октября 2010 года Трухова Е.А. обратилась к истцу с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий – на погашение основного долга по кредит-ному договору в размере <данные изъяты>. Решением Управления Пен-сионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны от 31 декабря 2010 года в удовлетворении данного заявления ей отказано. Основанием для от-каза послужило наличие приговора мирового судьи судебного участка № 12 г.Набережные Челны Республики Татарстан от 6 августа 2003 года, которым от-ветчица признана виновной и осуждена по статье 116 Уголовного кодекса Рос-сийской Федерации за нанесение побоев своему несовершеннолетнему сыну.

По мнению истца, в связи с совершением ответчицей умышленного прес-тупления в отношении своего ребенка, относящегося к преступлениям против личности, право на дополнительные меры государственной поддержки у нее отсутствует. Поэтому истец просил суд признать незаконным Государствен­ный сертификат на материнский (семейный) капитал, а также взы­скать незаконно полученную Труховой Е.А. единовременную выплату за счет средств материн­ского (семейного) капитала в размере <данные изъяты>

Ответчица иск не признала.

Суд в удовлетворении исковых требований отказал.

В кассационной жалобе Управлением Пенсионного фонда Российской Фе-дерации в г.Набережные Челны ставится вопрос об отмене принятого судом ре-ше­ния по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в своей жа-лобе ответчик указывает на отсутствие у ответчицы права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с совершением ею умышленного преступления против личности своего ребенка.

Судебная коллегия оснований для отмены принятого судом решения не находит.

В соответствии с частями первой-третьей статьи 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на до-полнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усы-новлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

При возникновении права на дополнительные меры государственной под-держки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в от-ношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усынови-теля) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умер-шей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддерж-ки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступле-ния, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на до-полнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные ме-ры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно явля-ется отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усы-новления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государст-венной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.

Как видно из материалов дела, 14 сентября 2007 года Трухова Е.А. обрати-лась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Республики Татарстан с заявлением о выдаче Государственного серти-фиката на материнский (се­мейный) капитал.

На основании принятого 27 сентября 2007 года решения Труховой Е.А. вы­дан Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Однако, по обращению Труховой Е.А. от 20 октября 2010 года, истцом 31 декабря 2010 года принято решение об отказе в предоставлении единовре­менной выплаты за счет средств материнского капитала в связи с прекращением права на дополни-тельные меры государственной поддержки. Основанием для этого явилось со-вершение ею преступления в отношении своего несовершеннолетнего сына, предусмотренного статьей 116 Уголовного кодекса Российской Федерации, за которое она осуждена к наказанию в виде исправительных работ сроком на 3 месяца с удержанием 10 процентов заработка ежемесячно в доход государства.

Отказывая Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.На-бережные Челны Республики Татарстан в удовлетворении заявленных требова-ний, суд первой инстанции обоснованно исходил из того обстоятельства, что наличие у Труховой Е.А. права на дополнительные меры государственной под-держки установлено вступившим в законную силу решением Набережночел-нинского городского суда Республики Татарстан от 16 марта 2011 года по делу по иску Труховой Е.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федера-ции в г.Набережные Челны Республики Татарстан.

Доводы кассационной жалобы истца о том, что у Труховой Е.А. не имеется права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с соверше-нием ею умышленного преступления против личности своего ребенка являются необоснованными, поскольку в силу положений части 2 статьи 61 Гражданско-го процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установ-ленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рас-смотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказы-ваются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Более того, на момент обращения к ответчику с заявлением о предоставле-нии единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капи-тала, судимость Труховой Е.А. была погашенной.

В силу положений части шестой статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации погашение или снятие судимости аннулирует все правовые послед-ствия, связанные с судимостью. Поэтому суд первой инстанции пришел к обос-нованному выводу о том, что ответчица имеет право на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О до-полнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Изложенные в кассационной жалобе доводы о неправильном применении и толковании норм материального права, а также об отсутствии у ответчицы права на дополнительные меры государственной поддержки, являются несосто-ятельными, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Граждан-ского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Набережночелнинского городского суда от 26 мая 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пен-сионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны – без удовлет-воре­ния.

Председательствующий:

Судьи: