Судья Шайдуллина А.А. Дело № 8226 Учет № 52 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 7 июля 2011 года г. Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина, судей Д.М. Насретдиновой, Г.А. Сахиповой, при секретаре О.В. Кузьмине рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Г. Габдуллина гражданское дело по кассационной жалобе Военного комиссариата Республики Татарстан на решение Советского районного суда г. Казани от 20 мая 2011 года, которым постановлено: Исковые требования Абсалямова Р.Г. к Военному комиссариату Республики Татарстан об обязании произвести перерасчет назначенной пенсии, взыскании суммы недополученной пенсии -удовлетворить частично. Обязать Военный комиссариат Республики Татарстан произвести перерасчет назначенной Абсалямова Р.Г. пенсии с учетом увеличения размера оклада по воинскому званию и с применением индексов потребительских цен за периоды с 01.02.1993 года по 31.03.1993 года в сумме 1767 рублей 98 копеек, с 01.01.1999 года по 30.06.1999 года в сумме 3337 рублей 38 копеек, с 01.07.1999 года по 31.12.2002 года в сумме 690 рублей; всего 5795 рублей (пять тысяч семьсот девяносто пять) рубля 36 копеек. В удовлетворении остальной части иска - отказать. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения против жалобы представителей истца Еремина В.Н. и Аркадьева В.И., Судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Абсалямов Р.Г. обратился в суд с иском к Военному комиссариату о взыскании недополученной пенсии. В обоснование исковых требований истец указал, что он является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, в нарушение требований закона ответчик при исчислении и выплате пенсии за периоды с 01.02.1993г. по 31.03.1993г. за период с 01.01.1999г. по 30.06.1999 г., за период с 01.07.1999 г. по 31.12.2002г. не учитывал, что оклад по воинскому званию, как составляющая часть пенсии, не мог быть меньше оклада по воинской должности, а также не учитывал увеличение оклада по воинскому званию. Истец просил суд обязать Военный комиссариат Республики Татарстан произвести перерасчет назначенной пенсии, взыскать с Военного комиссариата Республики Татарстан в свою пользу недоплаченную пенсию в сумме 5 795 рубля 36 копеек, в том числе за период с 01.02.1993 года по 31.03.1993 года в сумме 1767 рублей 98 копеек, с 01.01.1999 года по 30.06.1999 года в сумме 3337 рублей 38 копеек, с 01.07.1999 года по 31.12.2002 года в сумме 690 рублей. Также истец просил взыскать с ответчика судебные расходы в размере 1 000 рублей. Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал. Суд постановил решение о частичном удовлетворении иска в вышеприведенной формулировке. В кассационной жалобе представителя Военного комиссариата РТ ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его необоснованности по причине нарушения норм материального права при его вынесении. Указано, что при расчёте пенсии истцу учитывался размер оклада по воинскому званию, установленный Правительством Российской Федерации. Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит. В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. В соответствии с пунктом «б» статьи 49 данного Закона в редакции, действовавшей до 01.01.2008 года, пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением. Согласно пункту 2 статьи 12 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих», действовавшего с 01.01.1993 года до 01.01.1998 года, размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям, надбавок и выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба. При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям не могут быть менее половины воинских должностных окладов. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27.01.1993 года № 65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты» были установлены оклады по воинским (специальным) званиям военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы) и лиц начальствующего состава органов внутренних дел согласно приложению №7, исходя из которого оклад по воинскому званию майор составлял 7 000 руб. По делу установлено, что истец является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, получает пенсию через Военный комиссариат Республики Татарстан, имеет воинское звание майор. Согласно справке ответчика в период с 01.02.1993 года по 31.03.1993 года истцу выплачивалась пенсия, при определении размера которой учитывался оклад по воинскому званию в вышеуказанном размере, установленном Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27.01.1993 года № 65. Размер оклада по воинскому званию был менее половины воинского должностного оклада, установленного в 19200 руб. что являлось нарушением пункта 2 статьи 12 Закона РФ от 22.01.1993 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих», имеющего большую юридическую силу, нежели Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации. Поэтому при исчислении пенсии истцу подлежал применению Закон Российской Федерации. С 01.01.1998 года вступил в силу Федеральный закон от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с пунктом 2 статьи 12 этого Закона в редакции, действовавшей до 01.07.2000 года, оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, также не могли быть менее половины окладов по воинским должностям. Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1998 года № 1638 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов РФ и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции» Правительству Российской Федерации было поручено повысить с 01.01.1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим, а с 01.07.1999 года в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим. Во исполнение данного Указа пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 19.01.1999 года №72 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции» повышены с 01.01.1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим, а пунктом 2 этого же Постановления с 01.07.1999 года установлены месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) согласно приложению №1. В этом приложении установлены конкретные оклады по воинскому званию от рядового, матроса до Маршала РФ. Оклад по воинскому званию майор был установлен в размере 710 руб. Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 20.10.1999 года № ВКПИ 99-18 был признан недействительным пункт 2 Постановления Правительства РФ от 19.01.1999 года № 72 в части, предусматривающей повышение военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 01.07.1999 года, так как он не соответствовал абзацу 2 пункта 12 статьи 12 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Разрешая спор, суд правильно пришел к выводу о том, что исковые требования в части перерасчёта пенсии за периоды с 01.02.1993 года по 31.03.1993 года, с 01.01.1999 года по 31.12.2002 года являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Согласно справке Военного комиссариата в период с 01.01.1999 по 01.07.1999 года истцу выплачивалась пенсия, при определении размера которой учитывался оклад по воинскому званию в размере 249,5 рублей, что составляло менее половины воинского должностного оклада, повышенного до 710 рублей. Такое исчисление пенсии противоречит пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.04.2001 года № ВКПИ 00-16, вступившим в законную силу 19.06.2001 года, приложение № 1 к Постановлению Правительства РФ от 19.01.1999 года № 72 признано незаконным и недействительным со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано Правительству Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1998 года № 1638. Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что оклад по воинскому званию не мог составлять менее половины оклада по воинской должности. Кроме того, согласно справке военного комиссариата в период с 01.07.1999 года до 01.12.2000 года при определении размера пенсии истца учитывался оклад по воинскому званию в размере 500 руб., однако с учетом повышения ранее установленного оклада по воинскому званию Указом Президента РФ в 2,02 раза его размер должен был составлять 503 руб. 99 коп. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.08.2000 года №1520 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2000 года №680 с 01.12.2000 года месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями были повышены в 1,2 раза. С учетом этого с 01.12.2000 года при исчислении пенсии истца должен был учитываться оклад по воинскому званию в сумме 604 руб. 78 коп., однако согласно справке военного комиссариата размер оклада по воинскому званию составлял лишь 600 руб. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.07.2002 года № 486 постановления Правительства РФ от 19.01.1999 года №72 и от 14.09.2000 года №680 в части положений, устанавливающих оклады по воинскому (специальному) званию военнослужащих, утратили силу только с 01.01.2003 года. Согласно расчётам истца, правильность которых ответчиком не оспорена, сумма недополученной пенсии за период с 01.02.1993 года по 31.03.1993 года составляет 1767 рублей 98 копеек; за период с 01.01.1999 года по 30.06.1999 года - 3337 рублей 31 копейка; за период с 01.07.1999 года по 31.12.2002 года - 690 рублей. При этом является правильным расчёт и в части индексации задолженности на основании индексов потребительских цен, поскольку такая индексация предусмотрена пунктом 8 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941. Доводы в кассационной жалобе о том, что судом неправильно применены нормы материального права, при расчёте пенсии истцу учитывался размер оклада по воинскому званию, установленный Правительством Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание, поскольку были проверены при рассмотрении дела судом первой инстанции и им была дана надлежащая правовая оценка. Как правильно указал суд в своем решении, такое исчисление пенсии на основании положений постановления Правительства, которые впоследствии были признаны недействительным решением Верховного Суда Российской Федерации, противоречит пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей в спорный период, в соответствии с которым оклады по воинским званиям не могут быть менее половины воинских должностных окладов Судом первой инстанции все обстоятельства дела, доводы сторон и представленные ими доказательства надлежащим образом исследованы и оценены, по делу постановлено не противоречащее материальному и процессуальному закону решение. На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Советского районного суда г. Казани от 20 мая 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Военного комиссариата РТ - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: