о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии



Судья Трофимов В.Н.

Дело № 33-9672/11

Учет № 27

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

04 августа 2011 года

г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Саитгараевой Р.А.,

судей Насретдиновой Д.М., Чекалкиной Е.А.,

при секретаре Сулейманове Р.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Саитгараевой Р.А. гражданское дело по кассационной жалобе ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Елабужском районе и г.Елабуге Республики Татарстан на решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 29 июня 2011 года, которым иск Ермолаевой Р.Ф. удовлетворен и постановлено:

обязать УПФ Российской Федерации в Елабужском районе и г.Елабуге Республики Татарстан зачесть период работы с 28 июня 1983 года по 08 июля 1985 года в должности медсестры в Красноярском РМТП «Сельхозтранс», периоды нахождения Ермолаевой Р.Ф. в отпусках по уходу за ребенком с 23 апреля 1989 года по 02 мая 1989 года и с 29 февраля 1992 года по 28 августа 1993 года в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и назначить Ермолаевой Р.Ф. трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 21 июля 2010 года.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения истицы Ермолаевой Р.Ф. и ее представителя – ФИО1, возражавших против удовлетворения жалобы, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Ермолаева Р.Ф. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Елабужском районе и г.Елабуге Республики Татарстан о признании права на досрочную трудовую пенсию, указав, что ей необоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, при этом в специальный стаж не включен период работы с 28 июня 1983 года по 08 июля 1985 года в должности медсестры в Красноярском РМТП «Сельхозтранс» и периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком с 23 апреля 1989 года по 02 мая 1989 года и с 29 февраля 1992 года по 28 августа 1993 года.

Представитель ответчика иск не признал.

Суд иск удовлетворил и принял решение в вышеприведенной формулировке.

В кассационной жалобе УПФ РФ в Елабужском районе и г.Елабуге Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.

Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Из материалов дела усматривается, что решением УПФ Российской Федерации в Елабужском районе и г.Елабуге Республики Татарстан от 30 июля 2010 года Ермолаевой Р.Ф. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью из-за отсутствия требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж истицы не включены периоды:

- с 28 июня 1983 года по 08 июля 1985 года в должности медсестры в Красноярском РМТП «Сельхозтранс»;

- с 23 апреля 1989 года по 02 мая 1989 года и с 29 февраля 1992 года по 28 августа 1993 года - периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком.

Разрешая спор, суд первой инстанции, с учетом ранее действовавшего законодательства, обоснованно пришел к выводу о незаконности отказа Ермолаевой Р.Ф. в назначении досрочной трудовой пенсии и необходимости включения спорных периодов в специальный стаж истицы.

Ермолаева Р.Ф. работала в должности медсестры в Красноярском РМТП «Сельхозтранс» в период действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, дающего право на пенсию работникам здравоохранения независимо от ведомственной принадлежности учреждения здравоохранения.

До вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992года№3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, ст.167 КЗоТ РФ предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Нахождение истицы в отпуске по уходу за ребенком последовало после рождения ребенка, которое имело место до вступления в силу вышеназванного Закона.

Кроме того, следует принять во внимание и то обстоятельство, что в период рождения истицей ребенка действовало постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989года№677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», в п.2 которого предусматривалось, что с 01 декабря 1989года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Поскольку ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18, 19 и ч.1 ст.55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, рожденным истицей до изменения указанного выше законодательства,подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

Доводы кассационной жалобы о том, что из трудовой книжки невозможно установить структурное подразделение, к которому относится Красноярское РМТП «Сельхозтранс», не могут служить основанием для лишения права истицы на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку действовавшее ранее законодательство в области здравоохранения распространялось на все лечебные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности, причем закон не содержал каких-либо ограничений в статусе и в правах этих учреждений и их работников, связывая назначение льготной пенсии с характером лечебной деятельности.

Ссылка в жалобе на включение в специальный стаж периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста лишь 1,5 лет, несостоятельна и основана на неверном толковании закона.

Дело рассмотрено в соответствии с пенсионным законодательством.

Руководствуясь статьями 199, 350, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 29 июня 2011 года по данному делу оставить без изменения; кассационную жалобу ответчика- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Елабужском районе и г.Елабуге Республики Татарстан – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи