Судья С.В. Медянцева Дело № 9727/11 Учет № 57 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 08 августа 2011 года г. Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Н.А. Губаевой, судей Г.А. Сахиповой, В.А. Терехина, при секретаре А.М. Газтдинове рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по кассационному представлению Татарского природоохранного межрайонного прокурора на решение Нурлатского районного суда Республики Татарстан от 05 июля 2011 года, которым Татарскому природоохранному межрайонному прокурору отказано в удовлетворении заявления в интересах неопределенного круга лиц к крестьянскому фермерскому хозяйству «Сулейманов А.И.» о разработке и согласовании проекта организации санитарно-защитной зоны на молочный комплекс и МТП, расположенные в н.п. Биляр-Озеро. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, заслушав объяснения представителя КФХ «Сулейманов А.И.» - С.А. Гаврилова, Судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Татарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц (далее по тексту – прокурор) к крестьянскому фермерскому хозяйству «Сулейманов А.И.» об обязанности в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда разработать и согласовать в уполномоченном органе проект организации санитарно-защитной зоны на молочный комплекс и машинно-тракторный парк, расположенные в н.п. Биляр-Озеро. В обоснование требований указывается, что в результате проверки деятельности крестьянского фермерского хозяйства «Сулейманов А.И.» о соблюдении санитарно-эпидемиологического законодательства были выявлены нарушения, связанные с осуществлением ответчиком своей деятельности в отсутствие разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, а также санитарно-эпидемиологического заключения по нему. На основании изложенного, прокурор просил суд обязать ответчика в шестимесячный срок разработать и согласовать в уполномоченном органе проект организации санитарно-защитной зоны на молочный комплекс и МТП, расположенные в н.п. Биляр-Озеро. Представитель ответчика и Территориального Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Татарстан с иском не согласились. Судом в удовлетворении требований отказано. В кассационном представлении прокурора ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Указывается на наличие факта осуществления КФХ «Сулейманов А.И.» хозяйственной деятельности в отсутствии разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны на Молочный комплекс и МТП. Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды. Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Согласно статье 20 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях уменьшения трансграничного загрязнения атмосферного воздуха источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ, расположенными на территории Российской Федерации, Российская Федерация обеспечивает проведение мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также осуществляет иные меры в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривается правило, согласно которого индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее СанПиН), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74 (с изменениями от 10.04.2008 № 25), в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производства, являющихся источником воздействия на среду обитания и здоровья человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Для объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны. Из материалов дела следует, что КФХ «Сулейманов А.И.» относится к 1-3 классу опасности по классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция». В соответствии с официальной информацией Управления Роспотребнадзора по РТ молочный комплекс и МТП КФХ «Сулейманов А.И.», расположенные в н.п. Биляр-Озеро, входят в перечень предприятий, относящихся к I - III классу опасности - т.е. наличие проекта санитарно-защитной зоны для КФХ «Сулейманов А.И.» является обязательным. Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с заключением о соответствии проекта государственным санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам проект расчетной санитарно-защитной зоны животноводческого комплекса («1-я очередь - молочный комплекс на 1500 голов беспривязного содержания; 2-я очередь - комплекс направленного выращивания телок-нетелей и телят) в н.п. Биляр-Озеро Нурлатского района РТ» по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проект № 17/6-84 от 01.10.2010г. соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» С данными выводами суда следует согласиться. Как установлено судом, согласно отчету и заключению к нему на тему «Оценка риска для здоровья населения от воздействия выбросов объекта: «1-я очередь - молочный комплекс на 1500 голов беспривязного содержания; 2-я очередь - комплекс направленного выращивания телок-нетелей и телят в н.п. Биляр - Озеро Нурлатского района РТ», предлагаемый размер санитарно-защитной зоны животноводческого комплекса, достаточен и обеспечивает такие концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на своей границе и за ее пределами, которые не превышают установленные гигиенические нормативы и формируют приемлемые уровни риска для здоровья населения при его эксплуатации в соответствии с представленными на исследование решениями. По указанным основаниям отклоняются как несостоятельные доводы прокурора в кассационном представлении о нарушении КФХ «Сулейманов А.И.» хозяйственной деятельности из-за отсутствия разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны на Молочный комплекс и МТП. Указанные доводы были предметом рассмотрения дела по существу заявленных требований и опровергаются имеющимися в деле соответствующими материалами. Другие доводы в кассационном представлении о том, что ответчик в настоящее время ведет строительство и реконструкцию животноводческого комплекса. Согласно проекту реконструкции в нем имеется подраздел санитарно-защитной зоны, который не является проектом организации санитарно-защитной зоны, также являются необоснованными. Согласно пояснениям представителя третьего лица - Территориального Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по РТ для зоны молочного комплекса, машинно-тракторный парк как объект с вредоносными факторами находится на территории санитарно-защитной зоны молочного комплекса и дополнительного составления проекта санитарно-защитной зоны для него не требуется. При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения требований у суда первой инстанции не имелось. Таким образом, дело рассмотрено полно, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и собранным по делу доказательствам, решение постановлено с соблюдением закона. Учитывая, что других доводов, по которым на основании предусмотренных статьями 362-364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда могло бы быть отменено, кассационное представление не содержит, в его удовлетворении следует отказать. На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Нурлатского районного суда Республики Татарстан от 05 июля 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационное представление Татарского природоохранного межрайонного прокурора - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: