о признании права на досрочную трудовую пенсию



Судья Сибатова Л.И.

Дело № 9943/11

Учет № 27

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

11 августа 2011 года

г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Саитгараевой Р.А.,

судей Насретдиновой Д.М., Чекалкиной Е.А.,

при секретаре Сулейманове Р.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Саитгараевой Р.А. гражданское дело по кассационной жалобе ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лаишевском районе Республики Татарстан на решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 11 июля 2011 года, которым иск Зиганьшина М.М. удовлетворен и постановлено:

признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лаишевском районе Республики Татарстан № 122991 от 13 мая 2011 года незаконным;

включить в специальный стаж Зиганьшина М.М. период нахождения на курсах повышения квалификации с 06 декабря 1993 года по 25 декабря 1993 года, с 01 февраля 1999 года по 12 февраля 1999 года, период службы в Вооруженных Силах с 09 ноября 1985 года по 13 ноября 1987 года;

обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Лаишевском районе Республики Татарстан назначить Зиганьшину М.М. пенсию со дня обращения - с 05 мая 2011 года.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения истца Зиганьшина М.М., возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Зиганьшин М.М. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Лаишевском районе Республики Татарстан о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначении пенсии с 05 мая 2011 года, указав, что ему необоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия требуемого специального стажа, при этом в специальный стаж не включен период нахождения на курсах повышения квалификации с 06 декабря 1993 года по 25 декабря 1993 года, с 01 февраля 1999 года по 12 февраля 1999 года, период службы в Вооруженных Силах с 09 ноября 1985 года по 13 ноября 1987 года.

Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лаишевском районе Республики Татарстан иск не признал.

Суд иск удовлетворил.

В кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лаишевском районе Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения ввиду неправильного применения норм материального права.

Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 и подпунктом 4 пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР и время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года N 320-О, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Из материалов дела усматривается, что 05 мая 2011 года истец обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лаишевском районе Республики Татарстан с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лаишевском районе Республики Татарстан № 122991 от 13 мая 2011 года Зиганьшину М.М. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия требуемого специального трудового стажа 25 лет, при этом в специальный стаж не включены период службы в Вооруженных Силах с 09 ноября 1985 года по 13 ноября 1987 года и период нахождения на курсах повышения квалификации с 06 декабря 1993 года по 25 декабря 1993 года, с 01 февраля 1999 года по 12 февраля 1999 года.

Разрешая спор, суд, с учетом ранее действовавшего законодательства, обоснованно пришел к выводу о необходимости включения спорного периода военной службы в специальный стаж истца, поскольку этому периоду предшествовала и за ним следовала педагогическая деятельность. На момент обращения истца в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии.

Период нахождения истца на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и, следовательно, данный период также засчитывается в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии досрочно.

Доводы кассационной жалобы о том, что истец должен выработать требуемый стаж по состоянию на 01 октября 1993 года, то есть на дату отмены постановления от 17 декабря 1959 года № 1397, несостоятельны. При таком толковании норм пенсионного законодательства требуемый педагогический стаж истцом должен был быть выработан до вступления в силу Федерального закона № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», что лишает смысла и содержания судебные акты Конституционного Суда Российской Федерации, направленные на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав.

Дело рассмотрено в соответствии с пенсионным законодательством.

Руководствуясь статьями 199, 350, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 11 июля 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лаишевском районе Республики Татарстан – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи