о перерасчете пенсии



Судья Г.Р.Хамитова Дело№10086

Учет № 27

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 августа 2011 года гор. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего – судьи Р.А. Саитгараевой,

судей Д.М. Насретдиновой, Е.А. Чекалкиной,

при секретаре судебного заседания О.В.Кузьмине

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Е. А. Чекалкиной гражданское дело по кассационной жалобе Р.Р. Шайхуллина на решение Кировского районного суда г. Казани от 18 июля 2011года, которым постановлено :

Р.Р.Шайхуллину в удовлетворении иска отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы Р.Р. Шайхуллина, заслушав возражения представителя УПФР в Кировском районе города Казани – А.Ю. Закировой, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

P.P.Шайхуллин обратился в суд с иском к УПФР в Кировском районе города Казани о перерасчете дополнительной пенсии.

В обоснование требования указано, что истец в период вре­мени с 9 июля 1983 года по 31 августа 2007 года работал на шахте «Восточная» Интинской угольной компании, из которых в период времени с 1 января 1984 года по 20 сентября 2006 года -проходчиком. 1 марта 2004 года вышел на пенсию. Истцу назначили дополнительную пенсию в размере 2 002 рубля 81 копейку, с размером которой истец не согласен и просил пересчитать с учетом положений Закона о дополнительном социальном обеспечении отдель­ных категорий работников организаций угольной промышленности № 84 -ФЗ от 10 мая 2010 года.

Истец P.P. Шайхуллин в судебном заседании требование поддержал.

Представитель ответчика -УПФР в Кировском районе города Казани, А.Ю.Закирова, действующая на основании доверенности, с иском не согласилась.

Суд отказал в удовлетворении заявленных требований и вынес решение в приведенной выше формулировке.

В кассационной жалобе истцом ставится вопрос об отмене решения суда. Указано, что при вынесении решения судом нарушены нормы материального права. Полагает, что дополнительная пенсия ему назначена в нарушении требований Закона о дополнительном социальном обеспечении отдель­ных категорий работников организаций угольной промышленности № 84 -ФЗ от 10 мая 2010 года.

Судебная коллегия считает решение подлежащим оставлению без изменения.

Статьей 3 ФЗ от 17 декабря 2011 года №173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, преду­смотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 1 ФЗ от 10 мая 2010 года № 84 -ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» (далее -Закон № 8—ФЗ) лица, работавшие в организациях угольной промышленности непо­средственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая лич­ный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнора­бочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов гор­ных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации (далее - работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенси­онного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии. В стаж работы, даю­щей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж: на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17 декабря 2001 го­да № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном, законода­тельством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пунктом 11 части 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях в РФ предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, непосредственно занятым полный ра­бочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспаса­тельных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строи­тельстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных рабо­тах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам, горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее, 20 лет.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 84 -ФЗ при определении размера доп­латы к пенсии отношение среднемесячного заработка работника организации угольной промышленности, исчисленного по его выбору за последние 24 месяца работы, дающей пра­во на доплату к пенсии, либо за любые 60 месяцев подряд указанной работы, к среднемесяч­ной заработной плате в Российской Федерации за тот же период учитывается в размере не свыше 5.

Положениями статьи 4 указанного Закона предусмотрено, что доплата к пенсии на­значается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и выпла­чивается одновременно с пенсией.

В случае представления дополнительных документов о стаже и среднемесячном зара­ботке, дающих право на установление доплаты к пенсии в более высоком размере, произво­дится перерасчет размера доплаты к пенсии.

Размер доплаты к пенсии при перерасчете ее размера определяется в порядке, уста­новленном частью 1 статьи 2 настоящего Федерального закона. При этом учитывается среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сен­тября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвер­жденная Правительством Российской Федерации, последовательно увеличенная на все го­довые индексы роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, опреде­ленные Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 17 Федераль­ного закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в период с 1 января 2002 года по день перерасчета размера доплаты к пенсии.

Назначение и возобновление выплаты доплаты к пенсии, а также перерасчет ее раз­мера производятся с 1 мая, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 1 января по 31 марта.

Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют корректировку размера доплаты к пенсии с учетом изменения отношения среднемесячной суммы взносов, фактически поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Феде­рации в предшествующем квартале от плательщиков взносов, к сумме средств, необходи­мых для финансового обеспечения расходов на выплату доплаты к пенсии на начало вы­платного периода, в сроки, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

Из материалов дела видно, что с 1 марта 2004 года Р.Р.Шайхуллину назна­чена трудовая пенсия по старости как лицу, проработавшему на подземных и открытых гор­ных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительст­ве шахт и рудников в качестве проходчика более 20 лет.

13 января 2011 года P.P.Шайхуллин обратился в пенсионный фонд по Кировскому району города Казани с заявлением о назначении дополнительной пенсии, на что, 29 апреля 2011 года ответчиком было принято решение о назначении истцу ежемесячной доплаты к пенсии в размере 2 002 рублей 81 копейки в соответствии с ФЗ от 10 мая 2010 года № 84 -ФЗ.

Согласно ответу УПФР в Кировском районе города Казани на обращение истца, размер доплаты определен в порядке, установленном частью 1 статьи 2 Закона № 84 -ФЗ, исходя из размера среднемесячного заработка работника угольной промышленности за 60 месяцев по­дряд работы в качестве проходчика на шахте «Восточный» (период времени с 1 января 1997 года по 31 декабря 2011 года) при льготном стаже 21 год 11 месяцев 25 дней (более 20 лет):

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, ут­вержденная Правительством Российской Федерации, последовательно увеличенная на все годовые индексы роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, опреде­ленные Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в период с 1 января 2002 года по день назначения доплаты к пенсии (10 474 рубля 80 копеек = 1 896+1 550 + 1 567 : 3 х 1,307 х 1,177 х 1,114 х 1,127 х 1,16 х 1,204 х 1,272 х 1,078 х 1,118 (см. Таблицу №35 в комментариях к статье 30 Закона о трудовых пенсиях в РФ, Постановления Правительства РФ «Об утвер­ждении индекса роста среднемесячной заработной платы в РФ. ..» от 12 августа 2003 года № 491, от 25 октября 2004 года № 576, от 11 июля 2005 года № 418, от 24 марта 2006 года № 167, от 27 марта 2007 года № 182, от 25 марта 2008 года № 206, от 23 июля 2009 года № 609. от 29 июля 2010 года № 576, 7 апреля 2011 года № 256):

ЗР - среднемесячный заработок работника организации угольной промышленности, ис­численный по его выбору за последние 24 месяца работы, дающей право на доплату к пен­сии, либо за любые 60 месяцев подряд указанной работы (истцу рассчитан среднемесячный заработок за период времени с 1 января 1997 года по 31 декабря 2011 года в сумме 430 849 рублей);

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период (67 191 рубль 30 копеек) (соответственно отношение среднемесячного заработка работника к среднемесячной зарплате в РФ составляет более 6,412 =430 849 : 67 191,30, тогда как в соот­ветствии с пунктом 2 статьи 2 Закона № 84 —ФЗ данный коэффициент должен составлять не свыше 5);

К - коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка работника организа­ции угольной промышленности при наличии не менее 25 лет стажа работы на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт либо не менее 20 лет стажа работы в ведущих профес­сиях - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, ма­шинистов горных выемочных машин, составляет 0,55. За каждый полный год, проработан­ный сверх указанного стажа на таких работах, коэффициент, учитывающий долю среднеме­сячного заработка работника организации угольной промышленности, увеличивается на 0,01, но не может превышать 0,75;

СВ - среднемесячная сумма взносов, пеней и штрафов, фактически поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в предшествующем квартале от пла­тельщиков взносов;

СВД - сумма средств, необходимых для финансового обеспечения расходов на выплату доплаты к пенсии на начало выплатного периода. Соответственно, по расчетам ответчика размер среднемесячных взносов, пеней и штрафов за квартал с даты назначения доплаты (т.е. по 31 июля 2011 года) составляет 0.068286790, истцом данный коэффициент не оспорен.

Таким образом, размер доплаты к пенсии истца составляет 2 002 рубля 81 копейка из расчета: 10 474,8x5,000x0,56x0,068286790.

Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком все расчеты дополнительной пенсии произведены в соответствии с действующим законодательством.

С таким выводом следует согласиться, поскольку он основан на законе и подтверждается материалами дела. Необходимые мотивы в решении суда приведены, судебная коллегия с ними согласна.

Доводы кассационной жалобы истца о том, что при вынесении решения судом нарушены нормы материального права; дополнительная пенсия Р.Р.Шайхуллину назначена в нарушении требований Закона о дополнительном социальном обеспечении отдель­ных категорий работников организаций угольной промышленности № 84-ФЗ от 10 мая 2010г, не влияют на правильность вынесенного решения, поскольку допустимыми доказательствами не подтверждаются.

Ссылка в кассационной жалобе истца о не согласии с коэффициентом, применяемым при расчете дополнительной пенсии, основаны на неверном толковании норм права.

Действительно среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период 67 191 рубль 30 копеек, соответственно отношение среднемесячного заработка Р.Р.Шайхуллина к среднемесячной зарплате в РФ составляет более 6,412 =430 849 : 67 191,30.

Между тем в соот­ветствии с пунктом 2 статьи 2 Закона № 84 —ФЗ данный коэффициент не должен составлять свыше 5;

Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.

Судом первой инстанции все обстоятельства дела, доводы сторон и представленные ими доказательства надлежащим образом исследованы и оценены, по делу постановлено не противоречащее материальному и процессуальному закону решение.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 199, 360, 361,366 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Кировского районного суда г. Казани от 18 июля 2011года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Р.Р. Шайхуллина – без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи –