О признании права на досрочную трудовую пенсию по старости



Судья Б.Г. Абдуллаев дело № 10699/11

учет № 27

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 августа 2011 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Н.А. Губаевой,

судей Г.А. Сахиповой, Д.М. Насретдиновой,

при секретаре судебного заседания Р.Ф. Сулейманове

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Сахиповой гражданское дело по кассационной жалобе Управления пенсионного фонда России (далее по тексту – УПФ России) в Советском районе г.Казани Республики Татарстан на решение Советского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 26 июля 2011 года, которым за Е.А.Гареевой признано право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с вредными условиями труда по Списку №1, обязав Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Казани назначить ей трудовую пенсию по старости с 08 апреля 2011 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя ФГУ «ФЦТРБ-ВНИВИ» В.В.Титова, Е.А. Гареевой и ее представителя Р.Д.Гареева, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Е.А.Гареева обратилась в суд с иском к УПФ России в Советском районе г. Казани Республики Татарстан о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.

В обоснование требований указывается, что решением пенсионного органа ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с тяжелыми и вредными условиями труда. При этом, из специального стажа незаконно исключен период ее работы с 01 января 1996 года по 01 апреля 2011 года старшим лаборантом лаборатории разработки технологии синтеза антидотов, химических средств и их наработки отдела токсикологии Всероссийского научно-исследовательского ветеринарного института. Данная работа предоставляет ей право выйти на пенсию по достижению 45 лет.

В связи с этим, истица просила суд признать решение УПФР от 01 июня 2011 года незаконным, обязать ответчика включить спорный период в специальный стаж работы, необходимый для назначения досрочной рудовой пенсии и назначить ей пенсию с 08 апреля 2011 года.

Представитель ответчика с иском не согласился.

Представитель третьего лица ФГУ «ФЦТРБ – ВНИВИ» иск признал.

Судом требования удовлетворены.

В кассационной жалобе ответчик, выражая несогласие с судебным постановлением, просит его отменить. Указывается на неправильное применение судом норм материального права. В отделе, где истица работала в спорные периоды, выполнялись работы как с химическими спецвеществами, что предусмотрено Списком №1, так и с веществами и их продуктами, занятость на которых Списками не предусмотрена.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудо вая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали на работах с вредными условиями труда не менее 7 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 15 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона (55 лет для женщин), на один год за каждый полный год работы.

В силу подпункта «а» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 (ред. от 24.04.2003) "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, применяется Список №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10 (далее - Список №1).

Из материалов дела следует, что решением УПФ России в Советском районе г. Казани Республики Татарстан № 117528 от 15 апреля 2011 года Е.А. Гареевой было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда ввиду отсутствия у нее требуемого специального стажа – 7 лет 6 месяцев.

При этом, в специальный стаж истицы не включен период ее работы с 01 января 1996 года по 30 июня 2010 года в должности старшего лаборанта лаборатории разработки технологии синтеза антидотов, химических веществ и их наработки (№6) отдела токсикологии ФГУ «ФЦТРБ-ВНИВИ» по мотиву отсутствия данных о ее занятости полный рабочий день.

Принимая решение об удовлетворении заявленных им требований, суд исходил из вышеперечисленных норм материального права и установленных обстоятельств того, что истица в период с 01 апреля 1991 года по 01 апреля 2011 года работала полный рабочий день и полную рабочую неделю в лаборатории разработки технологии синтеза антидотов, химических средств и их наработки отдела токсикологии в должности старшего лаборанта с токсичными химикатами и их прекурсорами, в том числе участвовала в проведении экспериментов по нейтрализации токсических химикатов и их прекурсоров, в проведении исследований по определению токсических химикатов и их прекурсоров, в проведении экспериментов по обезвреживанию объектов токсических химикатов и их прекурсоров, в работах по дозировке (взвешивании и фасовке) спецвеществ, по очистке, мойке, обработке тары из-под токсических веществ.

Данные выводы основаны на законе, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований не согласиться с ними Судебная коллегия не усматривает.

В Список № 1 включены работники, занятые в специальных производствах (включая очистку цистерн, емкостей, мойку, ремонт и обработку тары по спецпроизводствам и из-под токсических веществ) и в лабораториях с спецвеществами (подраздел I раздела VIII «Химическое производство»).

Согласно утверждённому Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 23 октября 1992 года №23 Разъяснению о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право льготное пенсионное обеспечение, на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённых Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10, по Списку №1 пенсии следует назначать рабочим, руководителям и специалистам, включая работников научно-исследовательских подразделений и полигонов, непосредственно занятым полный рабочий день с токсичными химикатами и их прекурсорами, в том числе на работах по уничтожению химического оружия и защите от него, вне зависимости от того, на каких предприятиях, в организациях и учреждениях производятся указанные работы, - как работникам, занятым в специальных производствах (включая очистку цистерн, емкостей, мойку, ремонт и обработку тары по спецпроизводствам и из-под токсических веществ) и в лабораториях с химическими спецвеществами (раздел VIII, подраздел I).

Факт работы истицы по льготной специальности подтверждается данными из трудовой книжки Е.А.Гареевой, должностной инструкции старшего лаборанта, правилах внутреннего распорядка по лаборатории, классификационной характеристике должности старшего лаборанта, справках ФГУ «ФЦТРБ-ВНИВИ» от 17 мая 2011 года №370 и №371, от 1.04.2011г. №225, актом обследования условий труда сотрудников лабораторий и отделов ФГУ «ФЦТРБ-ВНИВИ», актом обследования условий труда старшего лаборанта отдела токсикологии от 01 апреля 2011 года, справкой начальника отдела кадров от 26 апреля 2011 года, приказом Всероссийского научно-исследовательского ветеринарного института от 10 января 1996 года о допуске сотрудников, в том числе Е.А.Гареевой, к работе, в том числе в 1996-2000 годах, с веществами специального действия (ВСД), вредными химическими веществами 1 класса опасности, выписками из приказов, а также объяснениями представителя третьего лица ФГУ «ФЦТРБ-ВНИВИ» как работодателя истца, согласно пояснениям которого, истицей «вырабатывалось 80 процентов рабочего времени».

При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции имелись правовые основания для удовлетворения требований истицы.

Доводы ответчика в кассационной жалобы об отсутствии занимаемой в спорный период должности в Списке №1 и не выяснение судом обстоятельств полной занятости истца в течение полного рабочего дня на определенных работах и характер работы, в качестве основания для отмены решения послужить не могут, поскольку имеющиеся в материалах дела данные об этом ответчиком не опровергнуты.

Таким образом, дело рассмотрено полно, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и собранным по делу доказательствам, решение постановлено с соблюдением закона.

Учитывая, что других доводов, по которым на основании предусмотренных статьями 362-364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда могло бы быть отменено, кассационная жалоба не содержит, в ее удовлетворении следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 26 июля 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления пенсионного фонда в Советском районе г.Казани Республики Татарстан - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: