о сносе самовольной постройки



Судья Рассохин А.И. дело №102231

учет № 57

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 августа 2011 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего-судьи Г.А.Романовой,

судей Ю.Р.Мочаловой, Н.Ю.Павлюхиной,

при секретаре судебного заседания Р.П.Семеновой,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Романовой гражданское дело по кассационной жалобе Е.А. Камаловой на заочное решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 03 июня 2011 года, которым постановлено:

иск Камалова Л.С. к Камаловой Е.А. о сносе самовольной постройки удовлетворить.

Обязать Камалову Е.А. в течение десяти дней со дня
вступления решения суда в законную силу произвести за свой счет снос
самовольной постройки - здания нового гаража из белого силикатного
кирпича размером по внешнему обмеру 6,68 метра х 23,26 метра, расположенного по адресу: <адрес>

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав возражения Л.С. Камалова, его представителя Р.Н. Галеева, Судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Камалов Л.С. обратился в суд с исковым заявлением к Камаловой Е.А. о сносе самовольной постройки.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что решением мирового судьи судебного участка № 2 Высокогорского района Республики Татарстан от 22.06.2007 между сторонами был произведен раздел совместно нажитого имущества, в соответствии с которым ответчице Камаловой Е.А. перешли в собственность, в частности, гараж литер Г и сарай литер Гз, а истцу Камалову Л.С. перешел в собственность, в частности, сарай литер Г, расположенные по адресу: <адрес>.

Как утверждает истец, ДД.ММ.ГГГГ ответчица уничтожила сарай литер Г, что подтверждается приговором мирового судьи судебного участка № 1 Высокогорского района Республики Татарстан от 13.03.2009, а в дальнейшем вместо старых двух сараев и гаража построила один гараж из белого силикатного кирпича (размером по внешнему обмеру 7 х 23 метра (значительно больше прежнего), что подтверждается актом обмера от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ истец является собственником земельного участка, кадастровый номер находящегося по адресу: <адрес>, на котором и было осуществлено строительство нового гаража.

Истец полагает, что ответчица без оформления в установленном порядке проектно-сметной и разрешительной документации, самовольно, осуществила строительство нового гаража без разрешения на данное строительство собственника земельного участка и без получения на это необходимых согласований.

Просит обязать ответчицу в течение десяти дней со дня
вступления решения суда в законную силу произвести за свой счет снос
самовольной постройки - здания нового гаража из белого силикатного
кирпича размером по внешнему обмеру 6,68 метра х 23,26 метра, расположенного по адресу: <адрес>.

В ходе судебного разбирательства истец заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по указанным выше основаниям.

Ответчица в судебное заседание не явилась, хотя о времени и месте проведения судебного заседания была извещен надлежащим образом.

Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.

В кассационной жалобе Е.А. Камаловой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятого при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального права, в частности, указано, что суд вынес решение в ее отсутствие. Кроме того, полагает, что земельный участок является совместно нажитым имуществом.

Судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Согласно статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утверждаются правила обязательной оценки соответствия зданий и сооружений минимально необходимым требованиям к зданиям и сооружениям (к сетям и системам инженерно-технического обеспечения), а также к процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации, установленного настоящим законом.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.12.2009 N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" задачами данного закона являются: защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечение энергетической эффективности зданий и сооружений.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Как усматривается из материалов дела, решением мирового судьи судебного участка № 2 Высокогорского района Республики Татарстан от 22.06.2007 между сторонами был произведен раздел совместно нажитого имущества, в соответствии с которым ответчице Камаловой Е.А. перешли в собственность, в частности, гараж литер Г и сарай литер Гз, а истцу Камалову Л.С. перешел в собственность, в частности, сарай литер Г, расположенные по адресу: <адрес>.

Судом установлено, что летом 2008 года ответчица уничтожила сарай литер Г, что подтверждается приговором мирового судьи судебного участка № 1 Высокогорского района Республики Татарстан от 13.03.2009, а в дальнейшем вместо старых двух сараев и гаража построила один гараж из белого силикатного кирпича (размером по внешнему обмеру 7 х 23 метра (значительно больше прежнего), что подтверждается актом обмера от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ истец является собственником земельного участка, кадастровый номер находящегося по адресу: <адрес>, на котором и было осуществлено строительство нового гаража.

Из заключения строительно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ следует, что размеры гаража, возведенного из силикатного кирпича, не соответствуют границам строений, указанных в копии технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ за литерами Г.Г-1, Г-2.

При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами действующего законодательства, исходя из принципов относимости и допустимости доказательств, полно, объективно, всесторонне исследовав представленные доказательства, принял обоснованное решение по заявленным истцом требованиям.

Ссылка в кассационной жалобе на то обстоятельство, что земельный участок является совместно нажитым имуществом, опровергается материалами дела, в частности, вышеуказанным решением мирового судьи судебного участка № 2 Высокогорского района Республики Татарстан от 22.06.2007, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в 2008 году) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.

Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.

В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

правоустанавливающие документы на земельный участок;

градостроительный план земельного участка;

материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

положительное заключение государственной экспертизы проектной
документации (применительно к проектной документации объектов,
предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное
заключение государственной экологической экспертизы проектной
документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего
Кодекса;

разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного
строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было
предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего
Кодекса);

согласие всех правообладателей объекта капитального строительства
в случае реконструкции такого объекта.

К заявлению, указанному в части 7 настоящей статьи, может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

правоустанавливающие документы на земельный участок;

градостроительный план земельного участка;

схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

проводят проверку соответствия проектной документации или схемы
планировочной организации земельного участка с обозначением места

размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

Выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченными на выдачу разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления без взимания платы. В течение трех дней со дня выдачи разрешения на строительство указанные органы направляют копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство объектов капитального строительства, указанных в части 3 статьи 54 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство иных объектов капитального строительства.

Форма разрешения на строительство устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Доказательств того, что ответчица обращалась с заявлением о выдаче разрешений на строительство и ввод объекта строительства в эксплуатацию, а равно как и получение отказа в выдаче указанных разрешений суду, представлено не было, в то время как таковые разрешения в силу статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 N 698 "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" являются необходимыми.

Как видно из содержания кассационной жалобы, основанием для отмены принятого по делу решения ответчица считает факт рассмотрения дела судом первой инстанции в ее отсутствие, однако, исследовав указанный довод, Судебная коллегия считает его необоснованным, поскольку, как следует из материалов дела, ответчица не представила суду ни первой, ни кассационной инстанций надлежащих доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание.

В обоснование указанного довода податель кассационной жалобы ссылается на часть 2 статьи 364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Между тем согласно части 1 этой же статьи нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены решения суда первой инстанции только при условии, если это нарушение или неправильное применение привело или могло привести к неправильному разрешению дела.

Как следует из материалов дела, ответчица извещалась судом о слушании дела (л.д.66, 71).

При обстоятельствах, изложенных выше, вывод суда об удовлетворении иска правильный, основан на вышеприведенных нормах материального права и подтверждается имеющимися в деле доказательствами.

Каких-либо иных доводов со ссылкой на находящиеся в деле, но не исследованные судом доказательства, в кассационных жалобах не содержится.

Судебная коллегия принимает во внимание, что выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.

Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется.

Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.

Таким образом, нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 350, 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

заочное решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 03 июня 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Е.А. Камаловой - без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи –