Судья М.М.Сафаргалиев Учет 54 Дело №33-10112/ 2011 22 августа 2011г. г.Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Л.А.Валишина, судей Ф.В.Хабировой, А.С. Гильманова, при секретаре судебного заседания А.М.Газтдинове рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Ф.В.Хабировой гражданское дело по кассационной жалобе представителя М.А.Шайхиевой-Н.М.Муртазиной на решение Атнинского районного суда РТ от 22 июля 2011 года, которым постановлено: Отказать в удовлетворении иска Шайхиевой М.А. к Атнинскому районному исполнительному комитету РТ о признании незаконным решения исполнительного комитета № от 13.11.2010 г об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в отдельном жилье, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилье и предоставлении отдельного жилого помещения. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, cудебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: М.А. Шайхиева обратилась в суд с иском об оспаривании решения Атнинского районного исполнительного комитета № от 13 ноября 2010 года об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в отдельном жилье, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилье и предоставлении отдельного жилого помещения. В обоснование иска указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны. Своего жилья не имеет, проживает в доме своей дочери по адресу: <адрес> В ноябре 2010 года ее дочь, действующая в ее интересах, обратилась к руководителю исполнительного комитета Г.Г. Марданову с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и внесении в список по получению квартиры для ветеранов Великой Отечественной войны. Однако в этом ей было отказано, с чем она не согласна, поскольку своего собственного жилья не имеет. В связи с этим заявительница просила признать незаконным отказ Атнинского районного исполнительного комитета в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в отдельном жилье, обязать поставить её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставить жилье. Истица М.А. Шайхиева в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно. Представитель истца Н.М. Муртазина исковые требования М.А. Шайхиевой поддержала. Представитель Атнинского районного исполнительного комитета в суд не явился, представил письменный отзыв, в котором иск не признал. Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке. В кассационной жалобе представитель М.А.Шайхиевой-Н.М.Муртазина ставит вопрос об отмене решения суда ввиду незаконности и необоснованности. Указывает, что М.А. Шайхиева как вдова участника Великой Отечественной войны имеет право на предоставление жилья, ранее со стороны государства жильем обеспечена не была. Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона. Согласно статье 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ 4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения; Статьей 23.2. Федерального Закона установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно положениям статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Согласно положениям статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. 5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Согласно положениям статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009г.N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части1 статьи31 ЖК РФ, исходя из следующего: а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки; Судом установлено, что М.А. Шайхиева является вдовой умершего участника ВОВ, зарегистрирована и проживает со своей дочерью Н.М.Муртазиной в жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. жилой <данные изъяты> кв.м., собственником дома является Н.М. Муртазина. В ноябре 2010 года Н.М.Муртазина обратилась к руководителю Атнинского районного исполнительного комитета с заявлением о принятии М.А.Шайхиевой на учет в качестве нуждающейся с жилом помещении и внесения в список по получению квартиры для ветеранов ВОВ, предоставляемом по договору социального найма, в заявлении указала состав семьи из 2-х человек. Решением №315 от 13.11.2010 года М.А.Шайхиевой отказано в принятии на учет в связи с тем, что размер общей площади жилого помещения, занимаемого ею, составляет <данные изъяты> кв.м., что превышает установленную учетную ному для постановки на учет, которая в Атнинском муниципальном районе РТ определена в размере 18 кв.м. (Постановление Атнинского районного исполнительного комитета от 16.06.2006 г.№159 «О нормах площади жилья при постановке на учет и предоставлении жилья гражданам по социальному найму и по государственном жилищным программам на территории Атнинского муниципального района РТ »). Отказывая в удовлетворении требований, суд правильно исходил из того, что согласно представленным документам проживает со своей дочерью Н.М.Муртазиной в жилом доме общей площадью <данные изъяты> кв.м. жилой <данные изъяты> кв.м., является членом семьи собственника дома, на каждого зарегистрированного в доме приходится по <данные изъяты> кв.м. общей площади жилья, что превышает установленную в Атнинском районе норму. Доводы кассационной жалобы представителя М.А.Шайхиевой - Н.М.Муртазиной о том, что М.А. Шайхиева как вдова участника Великой Отечественной войны имеет право на предоставление жилья, ранее со стороны государства жильем обеспечена не была, не влияют на правильность вынесенного решения, поскольку основания для постановки на учет четко определены законодателем, предусмотренных законом оснований в данном случае не имеется. Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам. На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, cудебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Атнинского районного суда РТ от 22 июля 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу представителя М.А.Шайхиевой - Н.М.Муртазиной – без удовлетворения. Председательствующий СудьиКАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
"О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: