Признание права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью



Судья И.И. Садыков Дело № 33-10786/11

Учет № 27

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

29 августа 2011 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.А. Саитгараевой,

судей Ю.Р. Мочаловой, Е.А. Чекалкиной,

при секретаре О.В. Кузьмине

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по кассационной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда России по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан и кассационной жалобе ФИО1 на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 18 июля 2011 года, которым постановлено:

исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда России по г.Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан включить в стаж ФИО1, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью, периоды:

- 19 марта 1996 года по 23 мая 1996 года, с 04 апреля 2000 года по 05 мая 2000 года, с 06 апреля 2005 года по 06 мая 2005 года, с 06 декабря 2006 года по 31 декабря 2006 года, с 07 апреля 2010 года по 07 мая 2010 года нахождения на курсах повышения квалификации;

- с 01 июля 2010 года по 31 января 2011 года период работы в должности медсестры ГАУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» «Детский туберкулезный санаторий»;

- дополнительные выходные дни, предоставленные в соответствии со ст.262 ТК РФ в связи с уходом за ребенком-инвалидом: за 2002 год - 37 дней, за 2003 год - 38 дней, за 2004 год - 24 дня, за 2005 год - 30 дней, за 2006 год - 25 дней, за 2007 год - 36 дней;

- отпуск по беременности и родам с 16 марта 1990 года по 17 июля 1990 года, отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 18 июля 1990 года по 05 октября 1992 года в льготном исчислении - 1 год как 1 год и 3 месяца;

- период нахождения в отпуске по удоду за ребенком, свыше 1,5 лет с 06 октября 1992 года по 15 марта 1993 года в льготном исчислении - 1 год как 1 год и 3 месяца.

Признать за ФИО1 право на досрочную
трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с 25 марта 2011 года.

Обязать Управление Пенсионного фонда России по г.Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан назначить ФИО1 пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с 25 марта 2011 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав ФИО1 и ее представителя ФИО5, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда России по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан (далее – УПФР) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью.

В обоснование иска указала, что 01 февраля 2011 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии, однако ей было отказано на том основании, что у нее отсутствует специальный 25-летний трудовой стаж. Она не согласна с тем, что ответчик не включил в специальный стаж следующие периоды:

- с 06 октября 1992 года по 15 марта 1993 года период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении - 1 год как 1 год и 3 месяца;

- с 19 марта 1996 года по 23 мая 1996 года с 04 апреля 2000 года по
05 мая 2000 года, с 06 апреля 2005 года по 06 мая 2005 года,
с 06 декабря 2006 года по 31 декабря 2006 года, с 07 апреля 2010 года
по 07 мая 2010 года нахождения на курсах повышения квалификации;

- с 01 июля 2010 года по 31 января 2011 года работы в
должности медсестры ГАУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» «Детский туберкулезный санаторий»;

- дополнительные выходные дни, предоставленные в соответствии со ст.262 ТК РФ в связи с уходом за ребенком-инвалидом: за 2002 год - 37 дней, 2003 год - 38 дней, 2004 год - 24 дня, 2005 год - 30 дней, 2006 год - 25 дней, 2007 год - 36 дней.

Помимо этого, ответчик необоснованно применил к периодам получения ею пособия по беременности и родам с 16 марта 1990 года по 17 июля 1990 года и отпуску по уходу за ребенком с 18 июля 1990 года по 05 октября 1992 года календарное исчисление, тогда как в соответствии с действовавшим в тот период времени пенсионным законодательством надлежало применить льготное исчисление из расчета 1 год за 1 год 3 месяца. Кроме того, она находилось в этом отпуске до 15 марта 1993 года, и этот период также подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении.

В судебном заседании истица и ее представитель заявленные требования поддержали.

Представитель ответчика иск не признал.

Решением суда исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе представитель УПФР ставит вопрос об отмене решения, указывая, что дни для воспитания ребенка-инвалида не могут быть включены в специальный стаж, поскольку в эти периоды истица лечебную деятельность не осуществляла. Период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком подлежал включению только до 6 октября 1992 года.

ФИО1 в кассационной жалобе приводит свой расчет специального стажа, дающего право на льготную пенсию.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

На основании статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 г., утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Этим же постановлением утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 которых лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Из письменных материалов дела следует, что 01 февраля 2011 года ФИО1 обратилась в УПФР с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

Решением УПФР №104308 от 09 февраля 2011 года ФИО1 было отказано в назначении пенсии по выслуге лет в связи с лечебной деятельностью ввиду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет в сельской местности. В специальный стаж не были включены вышеуказанные периоды.

Из трудовой книжки истицы следует, что ее трудовая деятельность началась со 02 сентября 1986 года в Тубсанатории
«Обсерватория», куда она была принята медсестрой костного отделения. 25 мая 1996 года была переведена медсестрой массажисткой. 06 мая 2000 года ей была присвоена квалификационная категория «медсестра по массажу». 04 июля 2008 года ГМУ «Республиканский детский туберкулезный санаторий «Обсерватория» был реорганизован путем присоединения к Филиалу ГУ здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный
диспансер - Детский туберкулезный санаторий». На основании Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан №92 от 14 февраля 2011 года и приказа Минздрава Республики Татарстан от 09 марта 2011 года №264 создано ГАУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» путем изменения типа существующего ГУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер»: принято считать филиалом ГАУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» «Детский туберкулезный санаторий». Истица работает по настоящее время.

Из письменных материалов дела видно, что в периоды с 19 марта 1996 года по 23 мая 1996 года, с 04 апреля 2000 года по 05 мая 2000 года, с 06 апреля 2005 года по 06 мая 2005 года, с 06 декабря 2006 года по 31 декабря 2006 года, с 07 апреля 2010 года по 07 мая 2010 года истица была командирована на учебу с отрывом от производства, что подтверждается соответствующими сертификатами и свидетельствами. В данные периоды за ней сохранялось место работы и производились страховые отчисления в Пенсионный фонд.

В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о включении периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации в специальный стаж, поскольку в указанный период за ней сохраняется рабочее место и средняя заработная плата, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, медицинские работники, учитывая особенности сферы деятельности, обязаны систематически повышать свою квалификацию.

В периоды с 16 марта 1990 года по 17 июля 1990 года истица находилась в отпуске по беременности и родам первого ребенка, в период с 11 августа 1993 года по 29 декабря 1993 года - по беременности и родам второго ребенка.

В период с 18 июля 1990 года по 15 марта 1993 года истица находилась в отпуске по уходу за первым ребенком до достижения им 1,5, а затем 3 лет.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 5), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

С учетом того, что периоды нахождения истицы в дородовом и послеродовом отпуске являются периодами временной нетрудоспособности, а до и после указанных периодов она осуществляла деятельность, подлежащую включению в ее специальный стаж в льготном исчислении, следовательно, периоды нахождения в дородовом и послеродовом отпуске подлежат включению в специальный стаж истицы в льготном исчислении.

Период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях непосредственно с принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», а именно, с 6 октября 1992 года - времени вступления в силу данного закона.

До этого момента действовала статья 167 КЗоТ РСФСР, предусматривающая включение вышеуказанного периода в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.

Как следует из разъяснений Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 2515 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» (пункт 15), при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

В период ухода истицы в отпуск по уходу за первым ребенком действовало постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющих малолетних детей», в соответствии с пунктом 2 которого с 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком увеличивалась до достижения им возраста 3 лет. Этот отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также стаж работы по специальности.

Таким образом, если начало периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком имело место до 6 октября 1992 года, то весь период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Следовательно, период нахождения истицы в отпуске по уходу за первым ребенком подлежит включению в ее специальный стаж в льготном исчислении.

Из материалов дела следует, что дочь истицы ФИО1, 09 мая 1990 года рождения, является ребенком-инвалидом.

В силу статьи 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Минтруда Российской Федерации N 26, ФСС РФ N 34 от 04.04.2000 года «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми –инвалидами» четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми - инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются в календарном месяце одному из работающих родителей по его заявлению и оформляются приказом (распоряжением) администрации организации на основании справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении.

Согласно пункту 10 этого постановления оплата каждого дополнительного выходного дня работающему родителю для ухода за
детьми - инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет производится в размере дневного заработка за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

На основании пункта 6 части 1 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предоставленные истице законом дни по уходу за ребенком-инвалидом по общим правилам действующего пенсионного законодательства подлежат включению в специальный трудовой стаж для назначения пенсии по старости.

Истице также отказано во включении в специальный стаж периода работы с 01 июля 2010 года по 31 января 2011 года в
должности медсестры ГАУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» «Детский туберкулезный санаторий» ввиду отсутствия сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

На основании части 2 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страхователь обязан, в том числе, представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Таким образом, подача данных персонифицированного учета в Пенсионный фонд является обязанностью работодателя, а не работника. И период с 01 июля 2010 года по 31 января 2011 года - отсутствия данных персонифицированного учета в УПФР, подлежит зачислению в специальный стаж истицы, поскольку в этот период она занимала должность и работала в учреждении, которые предусмотрены Списками.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Между тем, при подсчете специального стажа истицы с учетом всех периодов, которые суд постановил включить в соответствующем исчислении, допущена арифметическая ошибка, т.к. на 1 февраля 2011 года, а не на 25 марта 2011 года стаж истицы превысил 25 лет.

Однако это обстоятельство не влияет на суть правового разрешения судом заявленных требований и может быть исправлено.

Доводы кассационной жалобы УПФР не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда.

Доводы кассационной жалобы истицы также не могут повлечь отмену решения суда.

Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 18 июля 2011 года по данному делу оставить без изменения, исправив дату «25 марта 2011 года» на «1 февраля 2011 года», кассационные жалобы ГУ Управление Пенсионного фонда России по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан, ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: