о пресечении н/з действий, аннулировании образовавшейся задолженности, компенсации морального вреда



Судья Хамитова Г.Р. учет № 21

Дело № 33-11346/11

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 сентября 2011 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Галиевой А.С.,

судей Захаровой С.Н. и Юсупова Р.Р.,

при секретаре судебного заседания Вдовиной Н.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Захаровой С.Н. гражданское дело по кассационной жалобе представителя ООО <данные изъяты> - Садрутдиновой А.Г. на решение Кировского районного суда г. Казани от 9 августа 2011 года, которым частично удовлетворены исковые требования Улемской М.В. На ООО <данные изъяты> возложена обязанность аннулировать задолженность Улемской М.В. по электроэнергии в размере 21766 рублей 83 копейки и произвести перерасчет платы за предоставленные услуги по электроэнергии за период времени с декабря 2009 года по апрель 2011 года включительно в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, с последующими изменениями.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя ООО <данные изъяты> - Садрутдиновой А.Г. в поддержку жалобы, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Улемская М.В. обратилась в суд с иском к ООО <данные изъяты> о пресечении незаконных действий, аннулировании образовавшейся задолженности, компенсации морального вреда. В обоснование требований указала, что является собственником <адрес>. В квартире в 2005 г. электриками ЖКХ поселка Юдино установлен прибор учета электроэнергии, оплату она производит по его показаниям. С декабря 2009 г. ответчик в счетах- фактурах стал выставлять нереальные показания якобы потребленной электроэнергии. Она обратилась в ТО <данные изъяты> ей пояснили, что произошел сбой компьютера, произведут перерасчет. Однако, задолженность в счетах продолжала увеличиваться. Она также платила по показаниям своего счетчика. Обращения в УК результатов не дали. Полагает, что расчет потребляемой электроэнергии по нормативу не обоснован. В результате действий УК у нее произошел инсульт, который привел к частичной потере зрения. Просит аннулировать задолженность и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.

Представитель ответчика и представитель третьего лица – ООО <данные изъяты> иск не признали.

Суд исковые требования удовлетворил частично.

В кассационной жалобе представитель ООО <данные изъяты> просит решение отменить, полагая его незаконным и необоснованным. Указывает, что задолженность у истца образовалась в связи с невыполнением ею обязанности своевременно и полностью оплачивать коммунальные услуги. Аннулирование этой задолженности законодательством не предусмотрено. Собственник обязан сам следить за индивидуальными приборами учета, установленными внутри квартир. В квартире истца установлен старый прибор учета электроэнергии, поэтому расчет производится по нормативу. Замену счетчиков должен производить собственник по согласованию с энергоснабжающей организацией. ООО <данные изъяты> не является энергоснабжающей организацией и не несет обязанности по замене и проверки индивидуальных счетчиков. Именно потребитель выбирает форму расчета - по нормативу или прибору учета. Суд не учел, что с 1 марта 2009 года расчеты по электроэнергии производятся в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.02.2009 г. « Об утверждении расчета расходов электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного дома».

Судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в части удовлетворения иска Улемской М.В.

В соответствии с п.п.1 и 4 ч.1 ст. 362 ГПК РФ основаниями изменения или отмены решения суда в кассационном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального права.

В силу ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

На основании ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. N307 регулируют взаимоотношения между потребителями и исполнителями коммунальных услуг.

В соответствии с п.13 указанных Правил обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (далее - внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.

Частью 2 ст. 543 ГК РФ установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено: до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Пунктом 140 Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении основанных положений функционирования розничных рынков электрической энергии установлено», что гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом.

В целях выполнения указанной обязанности гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация вправе урегулировать отношения по установке приборов учета и их обслуживанию с сетевой организацией на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии или договора оказания услуг по установке и обслуживанию приборов учета.

Установлено, что Улемская М.В. и Тверсков А.В. является собственником <адрес>. В указанной квартире проживает также Тверсков С.А.

Из счета фактуры за апрель 2011 года следует, что у Улемской М.В. имеется задолженность по оплате за электроэнергию в размере 21766 руб. 83 коп.

Из объяснений представителя ответчика следует, что в квартире истца установлен прибор учета электроэнергии с классовой точностью 2,5. его показания для расчета оплаты не принимаются.

Из пояснений представителя истца следует, что с конца 2009 года ответчик перестал принимать показания ее прибора учета и в счета фактуры на ноябрь 2009 года указал на наличие задолженности.

Из письма директора ООО <данные изъяты> от 24.06.2010 г. следует, что Улемской М.В. были разъяснены причины возникновения задолженности и указано на необходимость замены электросчетчика.

Письмом Главы администрации Кировского района Исполкома МО г. Казани жителям <адрес> разъяснено, что расчет потребленной электроэнергии производится по нормативу в тех квартирах, где установлены старые приборы учета.

Аналогичное разъяснение дано и письмом Государственного Комитета РТ по тарифам за от 16.06.2010 года.

Удовлетворяя исковые требования Улемской М.В., суд исходил из того, что обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния и обслуживанию приборов учета возложена на энергосбытовую компанию.

Однако суд не учел, что ООО <данные изъяты> не является энергосбытовой компанией и не привел основания, по которым расчет задолженности, предъявленной Улемской М.В., является неправильным.

В соответствии с вышеприведенными правовыми нормами обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутриквартирного оборудования лежит на собственнике жилого помещения, а также на привлеченных им исполнителях и иных лицах, в соответствии с договором.

Каких-либо договоров, возлагающих на ООО <данные изъяты> обязанность по замене прибора учета в квартире Улемской М.В., истец и ответчик не заключали. Информация о необходимости установить приборы учета более высокого класса точности, является общедоступной. Оплата истцом потребленной электроэнергии не по счетам фактурам, а по показаниям своего счетчика, при возрастании долга за данную услугу, который указывался в счет фактурах, свидетельствует о том, что Улемская М.В. не проявила необходимую предусмотрительность и заботливость в своевременном разрешении данной ситуации. После получения разъяснений официальных органов, вплоть до даты рассмотрения дела судом, истец не произвела замену устаревшего прибора учета, в связи с чем ее задолженность продолжала возрастать. При таких обстоятельствах возложение на Управляющую компанию обязанности аннулировать задолженность потребителя и произвести перерасчет, не основана на законе.

Судебная коллегия полагает, что решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований Улемской М.В.

Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, однако судом допущено неправильное применение норм материального права, Судебная коллегия полагает возможным вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, не направляя дело на новое рассмотрение.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 361, 366, п.п. 1 и 4 ч.1 ст. 362 ГПК РФ, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Кировского районного суда г. Казани от 9 августа 2011 года по данному делу в части удовлетворения исковых требований Улемской М.В. отменить и принять новое решение. В удовлетворении исковых требований Улемской Маргариты Васильевны к ООО <данные изъяты> в части аннулирования задолженности по электроэнергии и возложении обязанности произвести перерасчет – отказать.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи