о признании недействительной гос. регистрации права собственности на квартиру, признании права долевой собственности на квартиру



Судья Р.Р. Гатиятуллин Учет 20

Дело № 33-11269/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 сентября 2011 года г.Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи А.С. Галиевой,

судей Ш.Ш. Гафиятуллина, Р.Я. Калимуллина,

при секретаре А.М. Газтдинове

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Ш.Ш. Гафиятуллина гражданское дело по кассационной жалобе некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» на решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 06 июня 2011 года, которым постановлено:

Признать недействительным право собственности некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» на кв. <адрес>, зарегистрированное в управлении Федеральной регистрационной службы по Р.Татарстан, кадастровый номер объекта .

Признать за Л.С. Агеевой, А.В. Агеевым, Т.В.Агеевой право общей долевой собственности на жилое помещение - двухкомнатную квартиру, общей площадью, 53,8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, по 1/3 доли за каждым.

Взыскать с некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» в пользу Л.С. Агеевой в счет возврата государственной пошлины <данные изъяты> руб.

В удовлетворении исковых требований Л.С. Агеевой, А.В. Агеева, Т.В. Агеевой к исполнительному комитету муниципального образования г. Бугульма» отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения И.Н. Мироновой, представляющей интересы Л.С., А.В., Т.В. Агеевых, возражавшей против удовлетворения жалобы, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Л.С., А.В., Т.В. Агеевы обратились в суд с иском к некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ», исполнительному комитету муниципального образования «г.Бугульма» о признании недействительной государственной регистрации права собственности на квартиру, о признании права долевой собственности на квартиру.

В обоснование иска указали, что с 1989 года они по обменному ордеру вселились в квартиру <адрес>, в которой жили и были зарегистрированы. Распоряжением Главы администрации Бугульминского района данный дом признан ветхим, и их семья была включена в список лиц, подлежащих переселению в новую квартиру. В 2006 году им предложено вселиться в квартиру <адрес> и заключить договор социальной ипотеки, который в дальнейшем расторгнут. Между ними и НО «ГЖФ при Президенте РТ» заключен договор найма жилого помещения от 05 сентября 2008 года, согласно которому новая квартира была предоставлена во владение и пользование за плату. В ноябре 2008 года они зарегистрировались в квартире. С ноября 2008 года они оплачивают жилищно-коммунальные услуги за наем, деньги перечисляет на расчетный счет НО «ГЖФ при Президенте РТ». В настоящее время они желают приватизировать квартиру, однако ответчик препятствует им в этом.

Представитель НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» в суд не явился, в отзыве иск не признал.

Представитель ИК МО г.Бугульма в суд не явился, в отзыве иск не признал.

Суд вынес решение в вышеизложенной формулировке.

В кассационной жалобе НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» просит решение суда отменить по мотиву его незаконности и необоснованности.

Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.

В соответствии со ст.29 Жилищного кодекса РСФСР (утратившего силу с 01 марта 2005 года) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.

Согласно ст.ст.2,11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно Уставу Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан, утвержденному Указом Президента Республики Татарстан от 9 июня 1997 года № УЛ-284, действовавшему до 30 декабря 2009 года: основной задачей фонда, в том числе, является финансирование работ по ликвидации ветхого жилищного фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья; для реализации основных задач Фонд осуществляет функции: инвестора по финансированию работ, направленных на ликвидацию ветхого жилищного фонда и реконструкцию кварталов ветхого жилья; кредитования жилищного строительства для граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде; к правам Фонда для выполнения своих задач Фонд имеет право: осуществлять функции инвестора и направлять средства на решение задач, определенных настоящим Уставом, в том числе: а) строительство жилья для переселения граждан из ветхого жилищного фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья; б) приобретение жилых помещений для переселения граждан из ветхого жилищного фонда, в том числе в порядке, предусмотренном Уставом о выкупе государством у граждан, нуждающихся в социальной защите, приватизированных жилых помещений и другого жилья, принадлежащего им на праве частной собственности; в) кредитование жилищного строительства или приобретение жилья для граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде, без получения лицензии на банковскую деятельность...

Судом установлено, что истцы пользуются спорной квартирой <адрес> на основании договора найма жилого помещения
от 05 сентября 2009 года с НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ». Перед его заключением между сторонами заключался договор социальной ипотеки, который по инициативе истцов расторгнут.

Программа ликвидации ветхого жилья, которая была начата в 1996 году, завершена 30 декабря 2004 года, в этот же день Государственный внебюджетный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан, целью которого было выполнение программы Президента Республики Татарстан о ликвидации ветхого жилья, был реорганизован, его устав утратил силу.

В соответствии с договором от 02 апреля 2003 года Государственный внебюджетный жилищный фонд при Президенте РТ выступил государственным заказчиком строительства <адрес>, в котором находится спорная квартира.

Технический паспорт на объект завершенного строительства утвержден 29 декабря 2004 года, что свидетельствует об окончании его строительства до указанной даты, при этом поэтажный план, согласно отметке, составлен 06 декабря 2004 года.

Согласно акту государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта , <адрес> принят в эксплуатацию 29 декабря 2004 года.

Суд пришел к выводу, что указанный дом возведен до 30 декабря 2004 года, и, он был построен по программе ликвидации ветхого жилья за счет средств Государственного внебюджетного фонда при Президенте РТ, который выступал инвестором.

С таким выводом следует согласиться, поскольку он подтверждается материалами дела.

По окончании строительства жилой дом в муниципальную собственность передан не был.

С 01 января 2005 года программа ликвидации ветхого жилья официально завершена на основании Указа Президента РТ от 30 декабря 2004 года № УП-810 «О мерах по регулированию деятельности Государственного жилищного фонда при Президенте РТ». Государственный жилищный фонд при Президенте РТ был реорганизован в некоммерческую организацию «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» по передаточному акту.

Согласно п.2.1 ст.2 Устава НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» Фонд является правопреемником Государственного внебюджетного фонда при Президенте РТ. К Фонду переходят все имущественные и неимущественные права и обязанности Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте РТ в соответствии с передаточным актом.

Истцы на территории Бугульминского района и г.Бугульмы в приватизации жилого помещения не участвовали, жилья в собственности не имеют.

Удовлетворяя заявление в отношении НО «ГЖФ при Президенте РТ», суд исходил из того, что спорное жилое помещение в доме, построенном за счет государственных средств, подлежало передаче истцам на условиях социального найма.

Судебная коллегия считает, что данный вывод суда является правильным, так как жилое помещение, находящееся в доме, построенном за счет государственных средств, было предоставлено истцам в связи со сносом ветхого дома по адресу <адрес>, где они ранее проживали, кроме того, данный жилой дом фактически должен относиться к муниципальному жилищному фонду.

Иск к исполнительному комитету муниципального образования «г.Бугульма» обоснованно оставлен без удовлетворения, поскольку интересы истцов его действиями не нарушены: исполком является ненадлежащим ответчиком.

Доводы кассационной жалобы некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» о том, что государственная регистрация права на спорную квартиру за НО «ГЖФ при Президенте РТ» является законной, жилые помещения дома были признаны пригодными для постоянного проживания граждан только 15 августа 2006 года, являются несостоятельными, поскольку суд установил, что дом был построен по программе ликвидации ветхого жилья за счет государственных средств до 30 декабря 2004 года, следовательно, НО «ГЖФ при Президенте РТ» собственником спорного жилого помещения являться не может.

Другие доводы жалобы, аналогичные приведенным в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.

Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 199, 350, 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 06 июня 2011 года по данному делу оставить без изменения, а кассационную жалобу некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи