о постановке на учет нуждающихся в жилье



Судья Токтаров В.И. дело № 33-11470

учет № 22

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 сентября 2011 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Галиевой А.С., судей Юсупова Р.Р. и Захаровой С.Н., при секретаре Вдовиной Н.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Галиевой А.С. гражданское дело по кассационной жалобе Гатиной Р.Ф. на решение Черемшанского районного суда Республики Татарстан от 03 августа 2011 года, которым в удовлетворении ее иска о признании незаконным решения жилищной комиссии об отказе в постановке на учет по улучшению жилищных условий отказано.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Гатина Р.Ф. обратилась в суд с иском к исполнительному комитету Черемшанского муниципального района РТ о признании решения жилищной комиссии об отказе в постановке на учет по улучшению жилищных условий незаконным.

Требования были мотивированы тем, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны, однако в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ей неправомерно было отказано.

В судебном заседании представитель истицы поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика иск не признал.

Суд отказал в удовлетворении иска.

В кассационной жалобе Гатиной Р.Ф. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного без учета всех обстоятельств, имеющих значение для дела. При этом указано, что ей необоснованно отказали в постановке на жилищный учет по мотиву намеренного ухудшения жилищных условий, так как подобных действий ею не совершалось. Также указано, что с ней проживают и другие члены ее семьи.

Изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу статьи 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

В соответствии с частью 2 статьи 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Как видно из материалов дела, истица Гатина Р.В. является вдовой участника Великой Отечественной войны и проживает в принадлежащем ей на праве собственности <адрес> общей площадью 82,4 кв.м.

Решением общественной жилищной комиссии Черемшанского муниципального района РТ от 11 апреля 2011 года Гатина Р.В. включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, а решением общественной жилищной комиссии Черемшанского муниципального района РТ от 07 июня 2011 года она исключена из данного списка в связи с намеренным ухудшением жилищных условий (регистрация двух членов семьи).

В указанном доме зарегистрированы: со 02 октября 1978 года истица ФИО3 как собственник, с 10 апреля 2008 года ее сын ФИО4, с 23 апреля 2010 года – ее сын ФИО5, с 21 августа 2001 года – сноха ФИО6, с 01 апреля 1998 года – внучка ФИО7 и с 10 июля 2001 года – внучка ФИО8

При этом сноха истицы и внучки - Гатины <данные изъяты> являются сособственниками (по ? доли каждый) квартиры <адрес> площадью 70,9 кв.м., то есть на каждого приходится по 17,7 кв.м. общей площади в данной квартире (на троих 53,1 кв.м).

Таким образом, с учетом уже имеющегося у членов семьи истицы жилья, совокупный уровень обеспеченности общей площадью жилья на каждого зарегистрированного человека в квартире составляет 22,5 кв.м., что более учетной нормы, установленной органом местного самоуправления (18 кв.м).

Кроме того, согласно ответу главы администрации и справке сельского поселения ФИО4 в спорной квартире не проживает и имел временную регистрацию в квартире.

По сообщению судебного пристава-исполнителя должник по исполнительному производству о взыскании алиментов – ФИО4 проживает в г. Казани.

При таких обстоятельствах, учитывая, что совокупный уровень обеспеченности общей площадью жилья на одного члена семьи истицы превышает учетную норму, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска.

Доводы кассационной жалобы Гатиной Р.Ф. о том, что с ней проживают и другие члены ее семьи – необоснованны, поскольку даже с учетом всех зарегистрированных в квартире граждан совокупный уровень обеспеченности общей площадью жилья более учетной нормы.

Доводы кассационной жалобы о том, что истице необоснованно отказали в постановке на жилищный учет по мотиву намеренного ухудшения жилищных условий, так как подобных действий ею не совершалось – не влияют на правильность принятого решения в силу вышеизложенного.

Таким образом, дело судом рассмотрено с соблюдением требований закона, доказательствам по делу дана надлежащая оценка, определение суда соответствует требованиям закона, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 350, 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Черемшанского районного суда Республики Татарстан от 03 августа 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Гатиной Р.Ф. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: