удовлетворение требования прокурора об обязании Фонда социального страхования выплатить инвалиду денежные средства на приобретение протезов



Судья Д.Р. Шакирьянова

Дело № 33-11374/11

Учет № 54

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 сентября 2011 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Я. Калимуллина,

судей Ш.Ш. Гафиятуллина, Ю.Р. Мочаловой,

с участием прокурора В.А. Хисамовой,

при секретаре О.В.Кузьмине

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по кассационной жалобе Государственного учреждения- регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на решение Вахитовского районного суда г.Казани от 18 августа 2011 года, которым постановлено:

заявленные требования прокурора г. Набережные Челны в интересах ФИО4 удовлетворить.

Признать действия Государственного учреждения Фонда социального страхования Российской Федерации, региональное отделение по Республике Татарстан по не обеспечению ФИО4 техническими средствами реабилитации незаконными.

Обязать Государственное учреждение Фонда социального страхования Российской Федерации, региональное отделение по Республике Татарстан выплатить ФИО4 компенсацию стоимости технических средств реабилитации - протезов ПР4-34, ПР4-2 в сумме 66 756 рублей

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя Государственного учреждения- регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан Т.А. Борщевскую в поддержку жалобы, прокурора В.А. Хисамову и ФИО4, возражавших против удовлетворения жалобы, представителя Федерального государственного унитарного предприятия «Казанское протезно-ортопедическое предприятие» ФИО5, оставившую разрешение спора на усмотрение суда, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Набережные Челны, действуя в интересах ФИО4, обратился в суд с заявлением к Государственному учреждению- региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - ГУ РО ФСС по РТ) о возложении обязанности выплатить компенсацию в размере стоимости технического средства реабилитации.

В обоснование требований указал, что в прокуратуру города обратилась ФИО4 с просьбой оказать содействие в получении компенсации в размере стоимости технического средства реабилитации. В связи с дорожно-транспортным происшествием ФИО4 является инвалидом второй группы с детства, у нее ампутирована правая рука от плеча, и в силу этого она нуждается в протезировании. Протезирование должно осуществляться, согласно индивидуальной программе реабилитации, один раз в два года. Начиная с марта 2009 года, не дожидаясь окончания установленного срока пользования протезами, которыми она была обеспечена в 2007 году, истица неоднократно обращалась к ответчику с заявлениями по вопросу обеспечения ее протезами. Ответчик лишь в мае 2010 года выдал ФИО4 направление на протезирование в ФГУП «Казанское протезно-ортопедическое предприятие», однако к тому времени государственный контракт на выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей и сопутствующих изделий к ним для обеспечения в 2010 году инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, заключенный между ответчиком и ФГУП, был выполнен полностью. В связи с отсутствием бюджетных средств на второе полугодие 2010 года ответчик закупок на изготовление протезно-ортопедических изделий не производил.

Прокурор просил суд признать действия ответчика незаконными, а также обязать ответчика выплатить ФИО11 ФИО4 компенсацию стоимости технических средств реабилитации - протезов ПР4-34, ПР4-2 в сумме 66 756 рублей.

В судебном заседании прокурор, ФИО4 требования поддержали.

Представитель ответчика иск не признал.

Представитель третьего лица ФГУП «Казанское протезно-ортопедическое предприятие» разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда.

Решением суда требования прокурора удовлетворены.

В кассационной жалобе ГУ РО ФСС по РТ просит отменить решение, указывая, что судом не выяснены все имеющие значение для дела обстоятельства, нарушены нормы материального и процессуального права. Так, в нарушение действующего законодательства, при обращении в региональное отделение истицей не было представлено соответствующих документов, подтверждающих самостоятельное приобретение ею протезов, в связи с чем правовых оснований для выплаты компенсации в размере стоимости технического средства не имелось. Более того, на основании полученного направления в феврале 2010 года ФИО4 была произведена замена кисти, от получения двух других направлений на протезирование ФИО4 отказалась сама. Таким образом, в отношении ФИО4 были приняты все меры социальной защиты в рамках действующего законодательства.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.

Согласно статье 28 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социально-бытовое обслуживание инвалидов осуществляется в порядке и на основаниях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации с участием общественных объединений инвалидов.

Порядок предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту технических средств реабилитации инвалидов определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» (далее - Правила) установлен порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория «ребенок- инвалид» (далее - инвалиды), - техническими средствами реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р (далее - технические средства).

Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико- социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем:

а) предоставления соответствующего технического средства (изделия);

б) оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия);

в) предоставления проезда инвалиду (ветерану, при необходимости - сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, указанной в абзаце втором пункта 5 настоящих Правил;

г) оплаты проживания инвалида (ветерана, при необходимости сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях;

д) выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в подпункте "в" настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации, (пункт 3 Правил).

На основании пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, по месту жительства инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации.

При подаче заявления представляется документ, удостоверяющий личность инвалида (ветерана) или лица, представляющего его интересы, программа реабилитации (заключение) и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования инвалида (ветерана).

Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган:

высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организации, в которые выдано направление);

в случае необходимости проезда инвалида (ветерана) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно высылает (выдает) ему специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте (далее - специальный талон) и (или) именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом транспортных организаций, отобранных уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд (далее - именное направление), для осуществления проезда в порядке, установленном пунктом 12 настоящих Правил, (пункт 5 Правил).

В силу пункта 10 Правил замена технического средства (изделия) осуществляется по решению уполномоченного органа на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления:

по истечении установленного срока пользования;

при невозможности осуществления ремонта или необходимости досрочной замены, что подтверждено заключением медико-технической экспертизы.

В соответствии с пунктом 15.1. Правил в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.

Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Отказ инвалида (ветерана) либо лица, представляющего его интересы, от обеспечения техническим средством (изделием) и (или) услугой по его ремонту не дает инвалиду (ветерану) права на получение компенсации в размере их стоимости.

В силу пункта 16 Правил финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.

Из материалов дела следует, что ФИО4 является инвалидом с детства в связи с ампутацией правой руки в результате дорожно-транспортного происшествия. Инвалидность ей установлена бессрочно. Индивидуальной программой ее реабилитации установлена необходимость предоставления протезно- ортопедической помощи в виде протезирования правого плеча ПР4-34, ПР4-22 один раз в два года.

Последний раз протезы ей предоставлялись в 2007 году. Заведомо зная о длительности процесса сбора соответствующих документов, необходимых для протезирования, истица обратилась к ответчику в 2009 году, не дожидаясь истечения установленного в два года срока пользования протезом, однако ей было отказано, поскольку не истек срок пользования ранее выданным протезом.

ФИО4 повторно обратилась к ответчику в феврале 2010 года, ей было выдано направление на замену кисти в протезе ПР4-34 №191 от 12.02.2010 г., с которым она обратилась к изготовителю - третьему лицу, и была обеспечена кистью в протезе 24.02.2010 г.

В дальнейшем, на основании выданных ей направлений, истица обратилась к третьему лицу ФГУП «Казанское протезно-ортопедическое предприятие» с просьбой принять ее на протезирование. Однако в ответ на ее просьбу третье лицо указало на невозможность вызова ее на протезирование, поскольку государственные контракты № 048 от 25.01.2010 года и № 281 от 06.05.2010 года на выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей и сопутствующих изделий к ним для обеспечения в 2010 году инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, заключенный между ответчиком и ФГУП, выполнены полностью. Ей было предложено дождаться заключения новых контрактов.

Набережночелнинским городским судом Республики Татарстан в удовлетворении иска ФИО4 к ГУ РО ФСС по РТ об обеспечении протезными изделиями было отказано, поскольку ФИО4 просила суд возложить обязанность на ответчика обеспечить ее протезами в условиях Федерального государственного учреждения «Санкт- Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов имени Г.А. Альбрехта Федерального медико-биологического агентства». Однако судом была установлена невозможность ее протезирования в условиях данного учреждения, поскольку оно не участвовало в аукционе в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года №94- ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Удовлетворяя требования прокурора, суд исходил из того, что в настоящее время ФИО4 не обеспечена необходимым ей техническим средством реабилитации, которое изначально было предусмотрено ее индивидуальной программой реабилитации. Протезы, которые были ей предоставлены 10 октября 2007 года, должны были быть заменены не позднее октября 2009 года. В настоящее время она использует протезы уже почти четыре года, тогда как срок их использования не может превышать два года, в связи с чем ФИО4, будучи ограниченной в своих способностях, вынуждена испытывать дополнительные неудобства, физические, нравственные страдания.

Как правильно указал суд, ФИО4 находится в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина, которую она не может преодолеть самостоятельно. И поскольку судом установлена невозможность обеспечения ФИО4 техническими средствами реабилитации в те сроки, которые определены ее индивидуальной программой реабилитации, суд сделал верный вывод, что заявленные прокурором требования являются законными и обоснованными.

Доводы кассационной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что ФИО4 сама отказалась от направления на протезирование в феврале 2010 года относимыми и допустимыми доказательствами по делу не подтверждена.

Также не может повлиять на правильность принятого решения довод жалобы о том, что ФИО4 протезы не приобретались, поскольку действовавший на момент возникновения правоотношений пункт 7 Правил, предусматривал что, в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду, ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации.

При таком положении, следует признать, что решение суда требованиям закона не противоречит, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств.

Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Вахитовского районного суда г.Казани от 18 августа 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения- регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: