о признании недействительным договора приватизации и договора о намерениях, применении двухсторонней рестутиции



Судья Е.В. Зыбунова дело № 33-10055/2011

учет № 20

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

01 сентября 2011 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Л.Ф. Хамзиной,

судей А.С. Гильманова, В.А. Терехина,

при секретаре судебного заседания Р.П. Семеновой

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.С.Гильманова гражданское дело по кассационной жалобе истцов Г.А. Максимова, Л. Н. Максимовой, И.Г. Максимова на решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 12 июля 2011 года, которым постановлено:

в удовлетворении иска Г.А. Максимова, Л.Н. Максимовой, И.Г. Максимова, В.А. Максимова к обществу с ограниченной ответственностью «Окна Казани», исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании недействительными договора приватизации и договора о намерениях, применении двухсторонней реституции отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения Г.А. Максимова и его представителя А.А. Кузьмина, поддержавших кассационную жалобу, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Максимовы Г.А., Л.Н., И.Г., В.А. обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Окна Казани» о признании
недействительными договора приватизации и договора о намерениях, применении двухсторонней реституции, в обоснование иска указав, что с 1983 года Г.А. Максимов состоит на учете в квартирном
бюро исполкома Вахитовского района на улучшении жилищных условий. 30.01.2002 г. постановлением № 116 дом, в котором проживает Г.А. Максимов, признан в установленном порядке непригодным для
проживания. 07 мая 2008 года между Г.А. Максимовым (сторона 1 по договору) и ООО «Окна Казани» (сторона 2 по договору) был заключен договор о намерениях. Согласно данному договору стороны
исходят из того, что интересам каждой из них соответствует
осуществление переселения стороны 1 из принадлежащей ей квартиры в квартиру, предложенную стороной 2, и они содействуют реализации этих намерений. В целях осуществления намерений, указанных в п. 1 настоящего договора, Сторона 2 обязуется приобрести в собственность квартиру ..., находящуюся по адресу: г. .... Указанная квартира расположена на 5 этаже 5-этажного жилого кирпичного дома, состоит из 4-х комнат, имеет общую площадь квартиры 63 кв. м, в том числе: жилую площадь 46,5 кв. м, имеет все виды благоустройства. В течение 10-и дней с даты оформления Стороной 2 в установленном законодательством порядке права собственности на квартиру, указанную в п.2. настоящего договора, Сторона 1 обязуется передать в собственность Стороне 2 квартиру, принадлежащую Стороне 1 путем заключения договора мены, находящуюся по адресу: .... Указанная квартира расположена на 2-м этаже жилого кирпичного дома, состоит из 1 комнаты, имеет общую площадь 24,6 кв. м, в том числе: жилую площадь 17,8 кв. м, имеет все виды благоустройства. Сторона 1 обязуется на момент заключения договора мены осуществить все необходимые действия необходимые для приватизации квартиры, находящейся по адресу: ..., и оформить свидетельство о государственной регистрации права собственности на указанную квартиру.

Вышеуказанный договор о намерениях Г.А. Максимов был вынужден заключить вследствие стечения тяжких обстоятельств, а именно ввиду невозможности проживания в своей квартире, так как квартира, принадлежащая Г.А. Максимову по договору социального найма, признана непригодной для проживания.

12 мая 2008 года от ООО «Окна Казани» было получено гарантийное письмо за исх. № 32/05, из содержания которого следует, что ответчик гарантирует Г.А. Максимову оформление в собственность квартиры ..., находящейся по адресу: .... Указанная квартира расположена на 5 этаже, состоит из 4-х комнат, имеет общую площадь квартиры 63 кв.м., в том числе: жилую площадь 46,5 кв.м., имеет все виды благоустройства, а Г.А. Максимов согласно договору о намерениях обязуется оформить в собственность свою квартиру, находящуюся по адресу: ... и передать ее ответчику. В данном гарантийном письмо отражено, что ответчик после государственной регистрации договора мены гарантирует Г.А. Максимову передачу в собственность вышеуказанной квартиры без дополнительных уплат и взысканий.

13 декабря 2008 года между МУ «Администрация Вахитовского района» и истцами был заключен договор на передачу жилого помещения в собственность, данный договор со стороны истцов был заключен в целях реализации договора о намерениях. До настоящего времени со стороны ООО «Окна Казани» никаких действий, направленных на предоставление квартиры Г.А. Максимову, не предпринято, хотя договором о намерениях предусмотрен 10-ти дневный срок, в течение которого ООО «Окна Казани» обязаны были обменять Г.А. Максимовым квартиру. Все предусмотренные договором о намерениях обязательства со стороны Г.А. Максимова исполнены надлежащим образом.

Истцы просили признать договор на передачу жилого помещения в собственность и договор о намерениях недействительными, применить к данным правоотношениям двухстороннюю реституцию, а в случае невозможности двухсторонней реституции, обязать ответчика выплатить истцам стоимость жилого помещения, на которое истцы были вправе рассчитывать по договору социального найма до заключения договора о намерениях.

Представитель ответчика - ИК МО г. Казани в судебном заседании иск не признал.

Представитель ответчика - ООО «Окна Казани» в судебном заседании иск не признал.

Представитель третьего лица - Муниципальное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского района ИК МО г. Казани» в судебное заседание не явился.

Суд в удовлетворении иска отказал.

В кассационной жалобе истцы Г.А. Максимова, Л. Н. Максимовой, И.Г. Максимова просят решение суда отменить и принять новое решение. Указывают, что суд не принял во внимание заключение договора вследствие стечения тяжких обстоятельств, так как квартира была признана непригодной для проживания. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года указанное жилое помещение, находящееся в аварийном состоянии, не подлежало приватизации. Таким образом, полагают, что указанный договор приватизации заключен с нарушением этого вышеприведенного закона. Считают, что в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделку следует признать ничтожной, как не соответствующую требованиям закона.

Представитель ответчика, исполнительного комитета муниципального учреждения г. Казани, Э.И. Шагаева в возражении просит решение суда оставить без изменения.

Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит по следующим основаниям.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В силу статьи 7 вышеуказанного закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На основании статьи 179 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.

В соответствии со статьей 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

Судом установлено, что 07 мая 2008 года между Г.А. Максимовым (сторона 1 по договору) и ООО «Окна Казани» (сторона 2 по договору) был заключен договор о намерениях. Согласно данному договору стороны
исходят из того, что интересам каждой из них соответствует
осуществление переселения стороны 1 из принадлежащей ей квартиры в квартиру, предложенную стороной 2, и они содействуют реализации этих намерений. В целях осуществления намерений, указанных в п. 1 настоящего договора, Сторона 2 обязуется приобрести в собственность квартиру № ... находящуюся по адресу: .... Указанная квартира расположена на 5 этаже 5-этажного жилого кирпичного дома, состоит из 4-х комнат, имеет общую площадь квартиры 63 кв. м, в том числе: жилую площадь 46,5 кв. м, имеет все виды благоустройства; В течение 10-и дней с даты оформления Стороной 2 в установленном законодательством порядке права собственности на квартиру, указанную в п.2. настоящего договора, Сторона 1 обязуется передать в собственность Стороне 2 квартиру, принадлежащую Стороне 1 путем заключения договора мены, находящуюся по адресу: .... Указанная квартира расположена на 2-м этаже жилого кирпичного дома, состоит из 1 комнаты, имеет общую площадь 24,6 кв. м, в том числе: жилую площадь 17,8 кв. м, имеет все виды благоустройства; Сторона 1 обязуется на момент заключения договора мены осуществить все необходимые действия необходимые для приватизации квартиры, находящейся по адресу: ..., и оформить свидетельство о государственной регистрации права собственности на указанную квартиру.

13 декабря 2008 года между МУ «Администрация Вахитовского района» и истцами был заключен договор на передачу жилого помещения собственность граждан, согласно которому истцам в собственность передана комната № 4 в коммунальной квартире ....

Исследовав представленные сторонами доказательства, а также учитывая положения статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что срок предъявления требований о признании недействительными договора о намерениях и договора приватизации на момент подачи искового заявления истек, поскольку договором о намерениях было предусмотрено предоставление истцам новой квартиры в течение 10 дней с момента заключения ими договора на передачу жилого помещения в собственность, договор ими был заключен 13 декабря 2008 года, соответственно, с 23 декабря 2008 года истцам стало известно, что договор о намерениях не будет исполнен, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал истцам в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Доводы кассационной жалобы истцов Г.А. Максимова, Л. Н. Максимовой, И.Г. Максимова о том, что в нарушение требований статьи 4 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года квартира ..., находящаяся в аварийном состоянии, приватизирована, в связи с чем в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделку следует признать ничтожной, не могут повлечь отмену решения суда. Судом установлено, что в соответствии с Постановлением главы администрации г. Казани от 30 января 2002 года жилое помещение, находящееся по адресу: ..., признано непригодным для постоянного проживания. Следует отметить, что действующее законодательство не предусматривает ограничений и запретов по приватизации жилых помещений, находящихся в домах, признанных непригодными для проживания. Перечень объектов, на которые законодатель наложил запрет по приватизации, приведен в статье 4 Закона Российской Федерации от 04.07.91 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Согласно данной норме не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов находящимися в аварийном состоянии прописан в Положении, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47. Из данного Положения следует, что дома, находящиеся в аварийном состоянии, и жилые помещения, непригодные для проживания, имеют разные правовые статусы и разные основания для их приобретения. Таким образом, приватизации не подлежат те помещения, которые расположены в домах, признанных в установленном порядке аварийными. В связи с чем жилое помещение, находящееся по адресу: ..., не признано аварийным, то в приватизации данной квартиры Максимовым отказать не могли.

Кассационная жалоба какие-либо доводы, по которым на основании статей 362-364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда могло бы быть отменено, не содержит, в этой связи в их удовлетворении следует отказать.

Руководствуясь статьями 199, 350, 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 12 июля 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу истцов Г.А. Максимова, Л. Н. Максимовой, И.Г. Максимова - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи