о признании права собственности на ж/п в порядке приватизации



Судья Р.Р.Минзарипов № 33-11632/2011учет № 22КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 сентября 2011 года г.Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи А.С.Галиевой,

судей Р.Я.Калимуллина и Ш.Ш.Гафиятуллина,

при секретаре судебного заседания А.М.Газтдинове

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Р.Я.Калимуллина гражданское дело по кассационной жалобе представителя Исполнительного комитета г.Казани - Э.Я.Тимерхановой на решение Советского районного суда г.Казани от 10 июня 2011 года, которым постановлено:

Иск удовлетворить.

Признать за Яруллиной И.В. в порядке приватизации право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

И.В.Яруллина обратилась в суд с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Исполнительному комитету МО г.Казани, ОАО <данные изъяты> о признании права собственности не жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование заявленных требований указано, что по ордеру от 07.02.2011 истцу по месту работы в ОАО <данные изъяты> предоставлена комната <адрес>. Истец зарегистрирована по указанному адресу, с момента вселения и по настоящее время проживает в данной комнате, исполняет обязанности нанимателя по договору социального найма жилого помещения, содержит жилище в надлежащем состоянии, оплачивает коммунальные расходы, однако ей необоснованно отказано в приватизации занимаемого жилого помещения ввиду того, что общежитие в установленном законом порядке в муниципальную собственность не передавалось.

Суд иск удовлетворил, постановив решение в приведенной выше формулировке.

В кассационной жалобе представитель Исполнительного комитета г.Казани - Э.Я.Тимерханова просит отменить решение ввиду его незаконности и необоснованности, нарушения норм материального права, несоответствия изложенных в решении выводов фактическим обстоятельствам дела. В частности, указывается, что истец вселена в спорное жилое помещение на условиях коммерческого найма, заключенного с акционерным обществом.

Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 (в ред. от 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В силу статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ (в ред. от 04.06.2011) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Указанные положения закона подлежат применению с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 № 8 (в ред. от 02.07.2009) «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которым решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст.18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения.

Из материалов дела следует, что И.В.Яруллина с 26.02.2007 по настоящее время работает в ОАО <данные изъяты>.

На основании совместного решения администрации и профсоюзного комитета ОАО <данные изъяты> по ордеру от 07.02.2011 ей предоставлена комната <адрес>.

Установлено, что по договору № 009-458 от 10.04.2006 Министерство
земельных и имущественных отношений РТ передало ОАО <данные изъяты> в безвозмездное временное пользование государственное имущество, в том числе здание общежития, расположенное по адресу: <адрес>.

В силу пункту 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 (в ред. от 24.12.1993) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Согласно пункту 1 Приложения 3 к данному Постановлению жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации) относится к муниципальной собственности.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлен запрет на включение жилищного фонда и обслуживающих его жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных подразделений предприятий и организаций в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. До проведения процедуры разграничения собственности указанные объекты должны относиться к федеральной (государственной) собственности и находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.

Таким образом, вышеуказанными нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде, на приватизацию данных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, в том числе и общежитий, в состав приватизируемого имущества государственных предприятий, указанные объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

С учетом изложенного дом <адрес> подлежал передаче в муниципальную собственность г.Казани независимо от того, что дом являлся общежитием.

Удовлетворяя заявленные И.В.Яруллиной требования, районный суд правомерно исходил из того, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и подлежали обязательной передаче в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие самого договора социального найма, а так же отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не должно препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.

Граждане, занимающие такие жилые помещения приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма. При этом, граждане, которые занимают указанные жилые по­мещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положе­ниями Закона РФ «О приватизации жилищного фон­да Российской Федерации».

При таких обстоятельствах дела и правовом регулировании спорных правоотношений суд первой инстанции правильно удовлетворил заявленные И.В.Яруллиной требования.

Решение суда соответствует требованиям материального и процессуального права, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые надлежащим образом исследованы и оценены.

Доводы, которые приведены представителем Исполнительного комитета г.Казани - Э.Я.Тимерхановой в кассационной жалобе, исследовались в ходе разбирательства и были надлежащим образом оценены, что нашло отражение в принятом по делу решении, в связи с чем они не могут служить мотивом к его отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И ЛА :

Решение Советского районного суда г.Казани от 10 июня 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Исполнительного комитета г.Казани - Э.Я.Тимерхановой – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: