о признании действий незаконными



Судья Исмагилова В.А. учет № 22

Дело № 33-12139/11

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 октября 2011 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Калимуллина Р.Я.,

судей Захаровой С.Н. и Хабировой Ф.В.,

при секретаре судебного заседания Вдовиной Н.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Захаровой С.Н. гражданское дело по кассационной жалобе представителя МУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО г.Казани» Мустафиной Г.С. на решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 29 августа 2011 года, которым признаны незаконными действия Администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО г. Казани об отказе Борисовым А.С. и Н.С. в перерегистрации, выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилья и перечислении социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и на Администрацию возложена обязанность устранить допущенное нарушение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Борисовой Н.С. – Клюкина А.С., просившего решение оставить без изменения, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Борисовы Н.С. и А.С. обратились в суд с заявлением о признании действий Администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО г. Казани по исключению их семьи из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» незаконными. В обоснование указали, что 15 января 2009 года ими в администрацию района были поданы документы для получения ипотечного кредита по программе «Молодая семья» и они были поставлены на учет. В январе 2011 года им сообщили, что они участвуют в конкурсе. После этого они представили необходимые документы, получили допуск к участию в конкурсе, выбрали квартиру, получили предварительный протокол о выборе квартиры, внесли аванс, получили кредит и открыли счет для получения субсидии. В мае 2011 года они получили письмо из администрации об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, в связи с совокупной обеспеченностью на каждого члена семьи общей площадью жилого помещения в размере <данные изъяты> кв.м. Письмом от 21 июня 2011 года им сообщили, что субсидия не может быть предоставлена в связи с наличием в собственности их сына <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Считают данный отказ незаконным.

Представитель Администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г. Казани с заявлением не согласилась.

Суд заявление удовлетворил.

В кассационной жалобе представитель администрации просит решение отменить, полагая его незаконным и необоснованным. Указывает, что суд не учел, что при подаче заявления на участие в подпрограмме, Борисовы Н.С. и А.С. ввели Администрацию в заблуждение и скрыли факт наличия у их сына на праве собственности квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м. Поскольку одним из главных оснований для предоставления молодой семье социальной выплаты является ее нуждаемость в жилищных условий, Борисовым Н.С. и А.С. в ее предоставлении было обоснованно отказано.

Судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене.

В соответствии с п.п.1 и 4 ч.1 ст. 362 ГПК РФ основаниями отмены или изменения решения суда в кассационном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушение или неправильное применение норм материального права.

В силу ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (утверждены постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. № 285) участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В силу п. 38 указанных Правил для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты направляет в орган местного самоуправления по месту своего постоянного жительства заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и документы, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 15 настоящих Правил.

Орган местного самоуправления организует работу по проверке содержащихся в этих документах сведений.

Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, а также недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.

Статьей 51 ЖК РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Установлено, что 15 января 2009 года Борисовы А.С. и Н.С. обратились в Администрацию Ново-Савиновского района ИК МО г. Казани с заявлением о включении их в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» с приложением соответствующих документов. В том числе им было представлено сообщение из УФРС по РТ от 22.12.2008 г. об отсутствии прав на недвижимое имущество у сына заявителей – ФИО12, <данные изъяты> года рождения.

Решением администрации семья Борисовых была признана участником подпрограммы.

23 февраля 2011 года Борисовыми А.С. и Н.С. был осуществлен выбор <адрес>, которая по акту приема-передачи между Государственным жилищным фондом при Президенте РТ передана представителю социально-ипотечного потребительского кооператива «<данные изъяты>» и распределена Борисову А.С., которым внесен паевой взнос в размере <данные изъяты> рублей.

30 декабря 2010 года Борисовыми А.С. и Н.С. с ОАО «<данные изъяты>» Банк заключен кредитный договор на сумму <данные изъяты> рублей. Взятый кредит перечислен с целью оплаты первоначального взноса для участия в конкурсе Государственного жилищного фонда по выбору квартиры.

11 декабря 2008 года по договору дарения сыну Борисовых – ФИО13 перешла в собственность <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Указанный договор зарегистрирован в УФРС по РТ 25 декабря 2008 года.

Как следует из писем Администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО г. Казани от 21 апреля 2011 г. и от 21 июня 2011 г. при рассмотрении заявления Борисовых А.С. и Н.С. о перерегистрации и выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, было установлено, что данная семья не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем она была исключена из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

Удовлетворяя требования Борисовых о признании действий Администрации незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствовали основания для отказа в выдаче Свидетельства на получение социальной выплаты.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку он не основан на законе и противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Установлено, что подавая заявление об участие в данной подпрограмме, Борисовы А.С. и Н.С. представили документы, свидетельствующие об отсутствии у всех членов семьи в собственности или пользовании достаточной жилой площади, что свидетельствовало о их нуждаемости в жилом помещении. Данные сведения являлись недостоверными, поскольку в собственности ФИО7 имелась квартира площадью <данные изъяты> кв.м. Правила предоставления молодым семьям социальных выплат предусматривают возможность отказа в предоставлении таких выплат не только на этапе подачи заявления на участие в подпрограмме, но и в последующем при проверке представленных документов. Подпунктом «г» пункта 15 Правил установлено, что для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора. Пунктом 26 Правил предусмотрено, что в утвержденные списки молодых семей- претендентов на получение социальных выплат, могут быть внесены изменения и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Как следует из п.5 Правил молодая семья может быть участницей подпрограммы и претендовать на получение социальной выплаты лишь при наличии трех обязательных условий – возраст до 35 лет (на день принятия решения о включении в список претендентов), признание нуждающимися в улучшении жилищных условий и наличие дохода, достаточного для оплаты стоимости жилья в части, превышающей размер социальной выплаты.

Поскольку была установлена недостоверность сведений, содержащихся в документах, представленных Борисовыми А.С. и Н.С. при вступлении в данную подпрограмму, Администрация обоснованно отказала им в перерегистрации и выдаче свидетельства на получение социальной выплаты. Иное решение противоречило бы целям указанной подпрограммы и нарушало права лиц, отвечающих требованиям Правил и действительно нуждающихся в улучшении жилищных условий.

С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене. Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, но судом допущено неправильное применение норм материального права, Судебная коллегия считает необходимым принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления, не передавая дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 361, 366, п.п. 1 и 4 ч.1 ст. 362 ГПК РФ, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 29 августа 2011 года по данному делу отменить и вынести новое решение. Отказать в удовлетворении заявления Борисовых А.С., Н.С. о признании незаконными действий Администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО г. Казани, выразившихся в отказе в перерегистрации и выдаче свидетельства на получение социальной выплаты.

Председательствующий

Судьи