о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий



Судья О.В. Пичугова дело № 33-11938/2011учет № 22КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 октября 2011 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Хабировой Ф.В.,

судей Захаровой С.Н., Калимуллина Р.Я.,

при секретаре судебного заседания Сулейманове Р.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Захаровой С.Н. гражданское дело по кассационной жалобе представителя Сабировой Н.З. – Гайфуллиной А.Р. на решение Советского районного суда города Казани от 5 августа 2011 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Сабировой Н.З. к муниципальному учреждению «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Сабировой Н.З. – Гайфуллиной А.Р., поддержавшей доводы жалобы, представителя ИК МО города Казани -Шарафутдинова Р.Г., указавшего, что с решением суда согласен, Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Сабирова Н.З. обратилась в суд с иском к МУ «Администрация Советского района ИКМО города Казани», ИК МО города Казани о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В обоснование исковых требований указала, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны. В октябре 2010 года ею было подано заявление о принятии ее на учет для улучшения жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны. Однако истцу было отказано ввиду того, что имеется превышение учетной нормы площади жилого помещения, приходящейся на долю истца и членов ее семьи. В настоящее время Сабирова Н.З. проживает совместно с сыном, который осуществляет за ней уход, в квартире <адрес>. В 2003 году указанная квартира была продана истцом и ее сыном в связи с финансовыми проблемами. С 2003 года истец не имеет жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности или занимаемого на условиях социального найма. Новый собственник квартиры в настоящее время проживает в другом городе, требования о выселении истца не заявлял.. Сабирова Н.З. просит признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать ИК МО города Казани поставить на учет.

Представитель истца исковые требования поддержала.

Представитель ответчиков возражал против удовлетворения исковых требований.

Суд в удовлетворении иска отказал.

В кассационной жалобе представитель Сабировой Н.З. – Гайфуллина А.Р. просит отменить решение суда и принять новое решение по данному делу. Указывает, что суд нарушил нормы материального и процессуального права и неправильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела. Истец является нуждающейся в жилом помещении в силу п.1 ст. 51 ЖК РФ, однако данная норма судом применена не была.

Судебная коллегия полагает, что решение суда является правильным.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах», меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно части 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленный данным органом.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу пункта 1 решения Казанской городской Думы от 01.11.2006 № 10-13 «Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) установлена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Судом установлено, что истец и ее сын Сабиров Р.Т. проживают и зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение истцом, ее супругом и сыном было приобретено в собственность бесплатно в равных долях на основании договора от 16.02.1994 года. После смерти супруга истца - ФИО6 его доля в праве собственности на квартиру в порядке наследования была приобретена истцом.

20 августа 2003 года между истцом, ее сыном Сабировым Р.Т. и ФИО7 был заключен договор купли-продажи вышеназванной квартиры. Как указали истец и ее сын Сабиров Р.Т., они продали квартиру вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств, связанных с отсутствием денежных средств, необходимых для лечения Сабировой Н.З. В соответствии с п. 9 данного Договора за Сабировыми Н.З. и Р.Т. сохраняется право пользования и проживания данной квартирой.

Из отзыва представителя ответчика следует, что Сабирова Н.З. является матерью нового собственника квартиры – ФИО12 и продолжает проживать в данной квартире в качестве члена ее семьи.

Суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что установленное договором купли-продажи право пользования и проживания истца и ее сына является бессрочным и сохраняется за ними в любом случае, в том числе при переходе права собственности на объект недвижимости другому лицу, поскольку договор купли-продажи не содержит указания на ограничение этого права во времени или в связи с наступлением каких-либо событий, возникновением обстоятельств.

С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Сабировой Н.З., поскольку не имеется оснований для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Доводы кассационной жалобы о том, суд нарушил нормы материального и процессуального права и неправильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, являются несостоятельными. Между Сабировой Н.З., ее сыном Сабировым Р.Т. и ФИО7 был заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Сабировы свою квартиру продали, но при этом за ними сохранилось право проживания и пользования жилым помещением, не ограниченное во времени. В данной квартире они проживают на законных основаниях, право пользования ею не утратили, поэтому Судебная коллегия полагает, что исковые требования Сабировой Н.З. не могут быть удовлетворены.

Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.

Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда города Казани от 5 августа 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Сабировой Н.З. – Гайфуллиной А.Р. – без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи: