Судья Р.С. Кашапов дело № 33-12279/11 учет № 52 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 06 октября 2011 года г. Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего Г.М. Халитовой, судей Ю.Р. Мочаловой, Г.А. Сахиповой, при секретаре судебного заседания А.М. Зиятдиновой рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Сахиповой гражданское дело по кассационной жалобе представителя истца С.Л. Анпенова - В.И.Аркадьева на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 16 сентября 2011 года, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Анпенову С.Л. к Военному комиссариату Республики Татарстан о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии и о взыскании недополученной пенсии с учетом реальной стоимости продовольственного пайка за период с 01 января 2000 года по 01 декабря 2007 года отказать. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы об отмене решения, Судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Истец обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Татарстан о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии и о взыскании недополученной пенсии с учетом реальной стоимости продовольственного пайка за период с 01 января 2000 года по 01 декабря 2007 года. В обоснование заявленных требований указал, что он является пенсионером Министерства Обороны Российской Федерации. Вопросы пенсионного обеспечения регламентированы Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В соответствии со статьей 43 названного Закона пенсии военным пенсионерам исчисляются исходя из денежного довольствия военнослужащих, которое в данном случае состоит из окладов по должности, воинскому или специальному званию и надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, а также из стоимости продовольственного пайка. Согласно пункту «б» статьи 49 Закона пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с их увеличением. По утверждению истца с 1 января 2000 года при пересмотре пенсии учитывалась сумма денежной компенсации, выдаваемая военнослужащим взамен продовольственного пайка, которая в период с 2000 по 2005 годы составляла 20 рублей в сутки, а не месячная стоимость продовольственного пайка. Реальная суточная стоимость продовольственного пайка за период с 2000 года по июнь 2005 года ежемесячно возрастала и увеличивалась с 32 руб.71 коп. до 70 руб. 70 коп. Несмотря на это, ответчиком с 01 января 2000 г. по 01 декабря 2007 года при выплате истцу пенсии учитывался размер денежной компенсации продовольственного пайка из расчета 20 рублей в сутки. Истец указал, что такое исчисление пенсии не соответствует установленному законом РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 порядку исчисления пенсии и существенно нарушает его имущественные права как военного пенсионера МО РФ. Истец полагает, что назначенная ему пенсия должна была пересматриваться после каждого увеличения месячной стоимости продовольственного пайка. Истец просил обязать ответчика произвести перерасчет назначенной ему пенсии и взыскать недоплату с учетом реальной стоимости продовольственного пайка за период с 01 января 2000 г. по 01 декабря 2007 г. в размере № руб. 18 коп. Представитель ответчика надлежащим образом извещен, в суд не явился, в письменном отзыве иск не признал. Суд в удовлетворении иска отказал. В кассационной жалобе представителя истца С.Л. Анпенова - В.И.Аркадьева ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности, неправильном применении норм материального права. Судебная коллегия считает решение подлежащим оставлению без изменения. В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Судом установлено, что С.Л. Анпенов является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации. С 01 января 2000 года по 01 декабря 2007 года размер пенсии исчислялся исходя из размера его денежного довольствия, в который включена компенсация стоимости продовольственного пайка в размере 20 рублей в сутки. Истец указывает в своем заявлении, что фактически стоимость пайка в указанный период составляла большую сумму. При этом истец ссылается на данные Центрального продовольственного управления Министерства обороны Российской Федерации о стоимости общевойскового продовольственного пайка. Разрешая данный спор и отказывая в иске, суд пришел к выводу о том, что использованные истцом при расчете недоплаты пенсии данные Центрального продовольственного управления Министерства обороны Российской Федерации о стоимости общевойскового продовольственного пайка не имеют значение для разрешения данного спора, поскольку указанные суммы рассчитываются для подготовки бюджетной заявки и контроля при ее исполнении и не могут быть использованы для исчисления пенсии. Судебная коллегия считает данный вывод суда законным и обоснованным по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» (в редакции от 04 ноября 2007 года) продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Министерством обороны РФ в форме натурального продовольственного обеспечения или выплаты денежной компенсации. Федеральным законом №122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» внесены изменения в статью 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих», регулирующую вопросы продовольственного обеспечения военнослужащих. С 1 января 2005 года выдача продовольственного пайка сохранена лишь в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по их просьбе. Военнослужащим, проходящим военную службу в иных местностях, продовольственное обеспечение уставлено в форме денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка в размере, установленном Правительством РФ. Статьей 49 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением. Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии. Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно. Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается федеральным законом, в связи с чем, при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка необходимо руководствоваться специальным Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Месячная стоимость продовольственного пайка определена исходя из размера денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим (сотрудникам органов внутренних дел), проходящим военную службу (службу в органах внутренних дел), взамен продовольственного пайка в соответствии с законами РФ о федеральном бюджете, действующими ежегодно с 1 января 2000 года. Указанная норма денежной компенсации взамен продовольственного пайка до 01 января 2005 года устанавливалась федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, а после указанной даты постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 20004года № 906 и от 22 февраля 2006 года № 101 «О мерах по реализации Федерального закона о бюджете» и сохранена на 2005-2007 года в сумме 20 рублей в сутки. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что за указанный истцом период военнослужащим выплачивалась денежная компенсация стоимости продовольственного пайка в размере 20 руб. Такой размер компенсации был установлен законами о федеральных бюджетах и Правительством РФ. Определенный законом размер денежной компенсации продовольственного пайка в этот период не изменялся. Учитывая, что положения, закрепленные в ст. 162 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000» и соответствующих статей соответствующих Законов на 2001, 2002 и 2003 годы о том, что законодательные акты, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с его требованиями, то никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости, руководствоваться нельзя. Кроме того, законодательством РФ о пенсионном обеспечении указанной категории граждан, как ранее действовавшим, так и действующим, не предусмотрено получение военным пенсионером продовольственного обеспечения в виде организованного питания, в виде выдачи продовольственного пайка, доходом в денежном выражении может быть признан лишь размер денежной компенсации, которая может быть выплачена взамен продовольственного пайка, что в полной мере обеспечивает соблюдение принципа равенства прав всех военнослужащих, в том числе и военных пенсионеров. Кроме того, законодательством Российской Федерации не установлен орган, определяющий размер месячной стоимости продовольственного пайка для исчисления пенсии. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что пенсия, выплачиваемая истцу, подлежит исчислению исходя из размера денежной компенсации стоимости продовольственного пайка. Доводы в кассационной жалобе о том, что судом неправильно применены нормы материального права, размер пенсии истца должен индексироваться, исходя из изменения размера ежемесячной денежной продовольственной компенсации, не могут быть приняты во внимание, поскольку были проверены при рассмотрении дела судом первой инстанции и им была дана надлежащая правовая оценка. Судом первой инстанции все обстоятельства дела, доводы сторон и представленные ими доказательства надлежащим образом исследованы и оценены, по делу постановлено не противоречащее материальному и процессуальному закону решение. Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 16 сентября 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истца С.Л. Анпенова - В.И.Аркадьева – без удовлетворения. Председательствующий Судьи