13 октября 2011 года город Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Калимуллина Р.Я., судей Захаровой С.Н., Шайдуллина Р.Р., при секретаре судебного заседания Сулейманове Р.Ф., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Абросимова А.А. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Алексеевского МР РТ о признании права на получение субсидии на жилье. В обоснование иска указала, что дом, в котором она проживает, деревянный, без удобств, принадлежит ее дочери ФИО10 а она там только прописана. Так как она является вдовой участника Великой Отечественной войны, на основании постановления Кабинета Министров РТ от 27.02.2009 №115 имеет право на получение субсидии на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета. 24.05.2010 она подала заявление о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий. Комиссия по жилищным вопросам отказала ей в постановке на учет, в связи с тем, что площадь её дома составляет 69,1 кв.м., при учетной норме в Алексеевском районе 22,2 кв.м. на одного члена семьи, а процент износа - 63%, при допустимой норме 65%. В судебном заседании истец и ее дочь Гунина Л.И. иск поддержали. Представитель ответчика Исполнительного комитета Алексеевского МР РТ О.Е.Никитина иск не признала, ссылаясь на решение общественной комиссии по жилищным вопросам. Суд в удовлетворении иска отказал. В кассационной жалобе Абросимова А.А. просит отменить решение суда и передать вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Указывает, что является вдовой участника Великой Отечественной войны и на основании постановления Кабинета Министров РТ от 27.02.2009 года №115 имеет право на получение субсидий на приобретение жилья, за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета. Судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения. Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах», меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно части 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленный данным органом. Согласно пунктам 2, 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Решением Алексеевского районного совета Алексеевского МР РТ от 19.11.2007 года №280, установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 22,2 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Согласно подп.2.1 п.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся каменные дома с физическим износом свыше 70% и деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а так же мансарды с физическим износом свыше 65%. Судом установлено, что Абросимова А.А. проживает одна в доме, который находится по адресу: <адрес> Согласно техническому паспорту, дом общей площадью 69,1 кв.м. состоит из бревенчатого дома площадью 42,6 кв.м., и кирпичного пристроя площадью 26,5 кв.м. На основании справки Алексеевского участка Межрайонного филиала БТИ на 19.05.2010 года процент износа жилого дома площадью 42,6 кв.м. составляет 63%, пристроя общей площадью 26,5 кв.м. – 45% Исходя из вышеизложенного, Абросимова А.А. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку ее обеспеченность общей жилой площадью больше учетной нормы, установленной в Алексеевском районе РТ, а жилой дом не признан непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции. С учетом данных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований Абросимовой А.А., поскольку не имеется правовых оснований для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда. Абросимова А.А. зарегистрирована в доме в качестве члена семьи собственника, проживает в нем одна, его площадь превышает учетную норму, установленную в Алексеевском районе РТ, то есть 22,2 кв.м. и процент износа дома составляет 63%, при допустимых 65%, а пристроя – 45%. От проведения судебной строительной экспертизы истец отказалась, поэтому ее доводы о непригодности дома для проживания, не могут быть приняты во внимание. Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено. Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы истицы Судебная коллегия не находит. Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 18 августа 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Абросимовой А.А. – без удовлетворения. Председательствующий – Судьи:
Захаровой С.Н. гражданское дело по кассационной жалобе Абросимовой А.А. на решение Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 18 августа 2011 года, которым Абросимовой А.А. отказано в удовлетворении иска к Исполнительному комитету Алексеевского МР РТ о признании права на получение субсидии на жилье.